Формирование умений самостоятельной работы над текстом

1КАФЕДРА ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Формирование умений самостоятельной
работы над текстом» 2СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава   I . Теоретические основы формирования умений самостоятельной
работы над тестом на уроках русского языка в начальной школе
1.1 Текст как особая единица языка, его признаки и типы ………………....5
1.2 Формирование   умений   самостоятельной   работы   на   уроках   русского
языка в начальной школе ……………………………………………………….8
Глава   II .   Методические   основы   работы   над   тестом   на   уроках   русского
языка в начальной школе
2.1.   Анализ   программы   учебников   русского   языка   Т.   Г.   Рамзаевой,   место   в
них   самостоятельной   работы.   Умения   и   навыки   самостоятельной   работы
учащихся   начальной   школы   при   работе   с   текстом   ……………..
…………………….......12
2.2   Приемы   и   формы   организации   самостоятельной   работы   с   текстом   на
уроках русского языка в начальной школе  ………………..……………..……19
Заключение ..……………………………………………………………..…..…27
Список использованной литературы………………………………….…….29 3ВВЕДЕНИЕ
Актуальность   исследования.   Научить   ребенка   работать   с   текстом   –
один   из   важнейших   этапов   начального   образования,   в   период   которого
закладываются   основы   для   дальнейшего   успешного   образования   и
формирования   нового   человека   в   обществе.   На   сегодняшний   день   это
обучение   осложняется   еще   и   тем,   что   постоянно   меняются   стандарты
образования. Новые ГОС ставят учителя в сложное положение: теперь задача
не   научить   ребенка,   а   направить   его   так,   чтоб   он   мог   самостоятельно
научиться. Несомненно, сделать это гораздо сложнее. Однако именно умение
самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в
себе,   самостоятельными,   эрудированными,   неординарно   мыслящими.   В
настоящее время необходимы именно такие люди.
Как показали исследования, качество речи школьников ухудшается. По
мнению   Ладыженской   Т.   А.,   главная   причина   этого   –   отсутствие
разработанной   на   научной   основе   методики   развития   речи   младших
школьников.   Чтобы   создать   высказывание,   ученик   должен   владеть   вполне
определенными   умениями.   Эти   умения   являются   общими   как   для   младших
школьников,   так   и   для   взрослого   человека.   Поэтому   в   школе   надо
формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет
лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр [5, с.267].
Работа   по   формированию   текстовых   умений   учащихся   начальной
школы многогранна – это работа над сочинениями, изложениями различных
видов.   Учащиеся   в   данном   случае,   должны   уметь   работать   над   текстом
самостоятельно.   Самостоятельное   письменное   выражение   мысли   –   один   из
видов речемыслительной деятельности человека, признаваемой психологами
творческим актом. 
Актуальность   исследования   обусловлена   недостаточностью
изученности   и   ее   значимостью   в   процессе   преподавания   русского   языка   в
начальной  4Объект исследования:   самостоятельная работа над текстом на уроках
русского языка.
Предмет   исследования:   приемы   и   формы   самостоятельной   работы   с
текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Цель   исследования:   разработать   систему   самостоятельной   работы   с
текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Рассмотреть текст как особую единицу языка, показать его признаки
и типы.
3. Дать   анализ   программ   и   учебников   по   русскому   языку   в   начальной
школе, показать место в них самостоятельной работы с текстом.
4. Представить приемы и формы работы с текстом на уроках русского
языка в начальной школе.
Гипотезой   исследования   если   в   процессе   преподавания   русского
языка     в  начальной  школе  использовать  самостоятельную  работу   с  текстом,
то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
Практическая   значимость   исследования   заключается   в   том,   что
результаты   исследования   могут   быть   использованы   учителями   начальной
школы   в   процессе   формирования   умений   самостоятельной   работы     над
тестом на уроках русского языка в начальной школе.
Методы   исследования:   теоретический   анализ   предмета   и   проблемы
исследования   на   основе   изучения   педагогических,   психологических,
методических   трудов   ученых   и   учителей-практиков;   сравнительный   анализ,
синтез,   систематизация;   классификация   литературы   по   проблеме
исследования;   изучение   и  обобщение   опыта   преподавания   русского   языка   в
начальных   классах;   наблюдение;   анализ   результатов   деятельности   детей;
статистическая обработка данных.  5Глава  I . Теоретические основы формирования умений самостоятельной
работы  над тестом на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Текст как особая единица языка, его признаки и типы
Определение   текста,   выделение   его   признаков   и   типов   –   довольно
большая   проблема   в   лингвистике;   мнения   ученых   по   этому   вопросу   сильно
разнятся.
Над данной проблемой работают следующие ученые: Гальперин И. Р.,
Нечаева О. И., Лосева Л. М., Золотова Г. А., Садченко В. Т., Зарубина Н. Д.,
Валгина Н. С.  и др.
Текст   рассматривается   как   речетворческое   произведение,   как   продукт
речи, как основная единица речи. Все исследователи сходятся во мнении, что
текст,   как   правило,   реализуется   в   письменной   форме,   что   текст   –   это
законченное,   завершенное   произведение   и,   наконец,   что   он   имеет
собственную   внутреннюю   структуру,   определенное   строение,   обладает
средствами связности его частей.
Так   как   текст   является   сложной   языковой   единицей,   он   имеет   свою
структуру. В большинстве своем структура текста зависит, прежде всего, от
его   родовой   и   жанровой   принадлежности.   Тем   не   менее,   во   всех   текстах
можно   выделить   общую   трехчастную   структуру.   Итак,   текст   состоит   из
следующих частей:
1. Введение. Для текста это одна из важнейших составляющих, так как
оно   задает   тон   всему   произведению.   Как   правило,   именно   во   введении
определяется   тема   и   проблема   всего   текста.   По   введению   читатель   делает
вывод, стоит ли ему продолжать читать текст.
2. Основная часть. Это самая крупная по размеру часть текста, которая
также   может   делиться   на   более   мелкие   части   в   зависимости   от   рода,   жанра
текста и его размера (тома, части, главы, абзаца, акта, строфы, строки и т. д.).
В   основной   части   заключено   содержание   текста.   В   нем   раскрывается   тема
произведения,   рассматривается   проблема,   при   необходимости   приводятся 6аргументы.   Все   важные   события   также   происходят   в   основной   части
произведения.
3. Заключение.   Это   завершающая   часть   текста.   Как   правило,
заключение   небольшое   по   размеру,   порой   даже   меньше   введения.   В   нем
подводится   итог   всему   тому,   о   чем   говорилось   в   основной   части:
рассуждениям,   событиям.   В   заключение   выносится   финал   каких-либо
действий, развязка конфликта, вывод рассуждений после аргументации.     
Количество   выделяемых   разными   учеными   признаков   текста   и   его
качественные характеристики расходятся. В одних работах текстом называют
любое   по   форме   связное   высказывание   –   как   устное,   так   и   письменное;   в
других   –   их   большинство   –   к   тексту   относят   только   письменные
высказывания.   Однако   такие   характеристики   текста,   как   членимость,
смысловая   целостность   и   структурная   связность,   признаются   всеми
исследователями. Рассмотрим эти признаки текста.
 Как правило, первым признаком текста, называется  членимость.  Текст
состоит   из   нескольких   предложений.   Однако   предложение,   даже   очень
распространенное,   сложное,   которое,   безусловно,   является   произведением
речи, тем не менее, текстом назвать нельзя.
Следующий   признак   –   смысловая   целостность   текста .   Для
достижения смысловой цельности текста важны такие понятия: тема текста и
его   основная   мысль.   Текст   приобретает   смысловую   цельность   лишь   в   том
случае,   если,   сообщая   что-либо   о   предмете   речи,   отбор   материала
подчиняется   задаче   передать   основную   мысль   высказывания.   Тема   и
основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую
цельность.
Третья   существенная   характеристика   текста,   соотносительная   с   таким
его признаком, как членимость – это   связность . Действительно, о связности
можно   говорить   лишь   тогда,   когда   мы   имеем   дело   со   сложным   объектом,
состоящим из нескольких компонентов, т. е. членимым. Текст именно такой 7сложный   объект,   состоящий   из   предложений,   связанных   между   собой   по
смыслу и формально в особые группы.   
Ни   один   из   признаков   не   может   существовать   в   тексте   отдельно,   все
они   связаны   между   собой   и   служат   для   реализации   коммуникативного
намерения автора.
Лингвист Н. С. Валгина отмечает, что большинство исследователей при
первичной дифференциации текстов выводят два уровня:  художественные  и
нехудожественные  тексты. Разница  между ними в том, что художественные
тексты   претендуют   на   неоднозначность   восприятия,   ориентируясь   на
читательскую подготовку и фантазию. Тексты же нехудожественные должны
трактоваться   только   в   одном   аспекте,   соответственно,   они   имеют   только
однозначное   восприятие.   Каждая   из   данных   категорий   имеют   свою
классификацию.
В   настоящее   время   работа   над   понятием   «текст»   начинается   в
начальной   школе   и   целенаправленно   продолжается   на   протяжении   всех   лет
обучения в школе. Таким образом, положительной тенденцией современных
программ   для   начальной   школы   является   указание   на   работу   с   текстами.
Работа   над   понятием   «текст»,   его   категориями   ведется   в   начальной   школе
целенаправленно и способствует развитию связной речи учащихся. Работа с
текстом   на   уроках   русского   языка   является   важнейшим   условием   развития
творческого   потенциала   учащихся,   пополнения   их   словарного   запаса,
улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей речевой
среды. И поэтому именно текст является  основным компонентом структуры
учебника, и именно через текст реализуются все цели обучения.
Текст   в   методике   преподавания   русского   языка   используется   как
предмет обучения, а также как средство обучения иным языковым единицам:
словам, предложениям, которые изучаются в структуре текста и усваиваются
как   важные   компоненты   речи.     И   поэтому   во   всех   современных   учебниках,
включенных в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством 8просвещения   для   реализации   ГОС   НОО,   текст   является   обязательной
лингводиактической единицей учебного материала.
При   работе   с   текстом   обучение   проходит   «не   только   на   основе
подражания   образцам,   происходит   и   «самонаучение»,   что   постепенно
приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-
авторским   стилем   личности,   способной   выразить   свои   мысли,   чувства   в
слове…»[6, с. 132].
Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   изучение   текста   –   это
сложная и многогранная работа. На сегодняшний день изучением текста как
единицы   занимается   ряд   наук   за   границами   филологического   и
педагогического   знания,   к   которым   текст   имеет   непосредственное
отношение.   Изучение   текста   как   языковой   единицы   невозможно   без   его
рассмотрения   с   точки   зрения   языка,   литературы   и   психологии.
Большинством исследователей текст понимается как общность предложений,
связанных грамматически и по смыслу. Смысловое наполнение текста  – это
обязательный   аспект   для   определения   языковой   единицы   как   текста   в
принципе.
Тест   должен   обладать   рядом   обязательных   признаков:   завершенность,
связность и целостность. Наличие всех трех признаков обязательно для того,
чтобы   определять   языковую   единицу   как   текст.   Каждый   текст   должен
относиться к определенному типу текста,   который автор использует с целью
донести   свои   мысли   до   читателей.   И   важным   аспектом   функционирования
текста является его понимание, восприятие слушателем и/или читателем.     
1.2. Формирование   умений   самостоятельной   работы   на   уроках
русского языка в начальной школе  
Самостоятельная   работа   является   одной   из   важных   и   широко
обсуждаемых   проблем   преподавания   в   школе.   В   современной   психолого-
педагогической   литературе   существуют   различные   подходы   к   определению
понятия «самостоятельная работа». Отдельные авторы характеризуют ее как 9специфический   вид   учебно-познавательной   деятельности   (или   сочетание
нескольких видов).
Самостоятельная   работа   –   это   форма   обучения,   при   которой   ученик
усваивает   необходимые   знания,   овладевает   умениями   и   навыками,   учится
планомерно,   систематически   работать,   мыслить,   формирует   свой   стиль
умственной   деятельности.   Отличие   ее   от   других   форм   обучения   в   том,   что
она   предполагает   способность   ученика   самому   организовать   свою
деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей.
Инициатива   и   мыслительная   активность   учащихся   становятся
неотъемлемой   частью   современного   урока,   а   проблема   выработки   форм   и
методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но
и   воспитывающих   самообразовательные   навыки,   является   одной   из
актуальных   проблем   педагогики.   Эту   проблему   можно   решить   путем
усиления   самостоятельной   работы   учащихся   во   всех   звеньях   учебного
процесса.
Роль   самостоятельной   работы   школьников   возрастает   в   связи   с
изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков,
творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Под   самостоятельной   работой   при   изучении   русского   языка   нами
понимается   такой   вид   мыслительной   деятельности,   который   организуется   и
направляется   учителем   и   в   процессе   которого   обучающиеся,   приобретая
необходимые   знания   и   навыки,   учатся   наблюдать   языковые   явления,
сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают
такими   логическими   операциями,   которые   необходимы   для
самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:
мотив – действие – результат.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения –
это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но
по   его   заданию   в   специально   предоставленное   для   этого   время.   При   этом 10учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной  цели,  употребляя
свои   усилия   и   выражая   в   той   или   иной   форме   результат   умственных   или
физических (или тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа на уроках русского языка должна иметь место
на   всех   этапах   обучения:   при   объяснении   нового   теоретического   материала
учебника,   при   закреплении,   в   процессе   выполнения   разнообразных
упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения
контрольных заданий.
На   уроках   русского   языка   в   начальной   школе   можно   использовать
различные виды самостоятельной работы:
 самостоятельная работа с учебником, со справочной литературой;
 подготовка письменного и устного сообщения;
 самостоятельное   выполнение   упражнений   комбинированного
характера (например, вставить пропущенные буквы);
 задания,   которые   предполагают   наряду   с   воспроизведением
усвоенных   знаний   внесение   некоторых   элементов   творчества   (составление
словосочетаний   и   предложений,   изложения   и   сочинения   с   грамматическим
заданием);
 творческие работы;
 самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме.
Самостоятельная   работа   предполагает   активные   умственные   действия
обучающихся,   связанные   с   поисками   наиболее   рациональных   способов
выполнения предложенных учителем знаний, с анализом результатов работы.
Самостоятельная   работа   не   самоцель.   Она   является   средством   борьбы
за   глубокие   и   прочные   знания   учащихся,   средством   формирования   у   них
активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных
способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может
еще   самостоятельно   ставить   цель   своей   деятельности,   не   в   силах   еще
планировать   свои   действия,   корректировать   их   осуществление,   соотносить
полученный результат с поставленной целью. 11В   процессе   обучения   он   должен   достичь   определенного   достаточно
высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться
с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Очевидно,   что   включение   самостоятельной   работы   в   содержание   не
только   уроков   русского   языка,   но   и   других   предметов   в   начальной   школе
является насущной необходимостью. 
В   связи   с   этим   учитель   должен   четко   представлять   себе   структуру
самостоятельной   работы   на   уроке   и   уметь   правильно   построить   ее,
максимально задействовать потенциальные силы учащихся. 12Глава  II .  Методические основы работы над текстом на уроках русского
языка в начальной школе
2.1. Анализ программы учебников русского языка Т. Г. Рамзаевой,
место   в   них   самостоятельной   работы.   Умения   и   навыки
самостоятельной   работы   учащихся   начальной   школы   при   работе   с
текстом
Согласно   программе   учебника   Т.   Г.   Рамзаевой   по   русскому   языку,
учащиеся   должны   не   только   получать   соответствующие   знания   из   области
фонетики,   графики,   лексики   и   т.д.,   но   и   элементарные   сведения   из   области
речеведения:   текст,   тема,   основная   мысль   текста   и   другие.   Курс   русского
языка   строится   таким   образом,   чтобы   учащиеся   осознали,   что   они   изучают
наряду с такими единицами речи, как слово, словосочетание, предложение, и
текст,   который   имеет   свои   особенности.   Знания   об   особенностях   текста
необходимы   для   того,   чтобы   точно   выражать   свои   мысли   и   правильно
понимать мысли других.
В   разделе   программы   «Связная   речь»   «центральное   место   отводится
формированию   речевых   умений,   обеспечивающих   восприятие   и
воспроизведение текста и создание высказываний». Какие же учебные задачи
поставлены   программой   относительно   формируемых   умений   в   области
работы   с   текстом?   К   концу   четвертого   года   обучения   учащиеся   должны
уметь   определять   тему   и   основную   мысль   текста,   озаглавливать   текст,
составлять   его   план,   выделять   изобразительные   средства,   создавать   текст,
распознавать   типы   текстов   и   использовать   их   в   речи.   Итак,   тема   «Текст»
занимает важное место в программе.
Рассмотрим,   как   представлена   работа   по   обучению   типам   текста   в
учебниках   «Русский   язык»   Т.   Г.   Рамзаевой   (с   1-го   по   4-й   класс).   В   первом
классе   вводится   определение   понятия   текст,   а   также   предлагаются   три
упражнения,   которые   в   пропедевтическом   плане   готовят   учащихся   к
знакомству   с   тремя   типами   текста   во   втором   классе.   Например,   учащиеся
читают   текст   про   ландыши,   а   затем   письменно   отвечают   на   вопрос   Почему 13нельзя   есть   ягоды   ландышей?   Тем   самым   дети   учатся   составлять   текст-
рассуждение (без определения самого термина).
Во втором классе учащиеся закрепляют знания о тексте, полученные в
первом   классе   (определение   понятия   текст),   знакомятся   с   понятиями   текст-
сообщение   (повествование),   текст-описание   и   текст-рассуждение,   со
структурой текста-повествования. В учебнике второго класса много заданий
на   озаглавливание   текста,   на   составление   текстов   различных   типов,   на
восстановление   деформированного   текста.   Однако   сами   задания   в
упражнениях  не   позволяют   детям   наблюдать,   как,  к   примеру,   устроен   текст
того или иного типа, или определять тип текста и т.п. 
Полноценная   работа   с   текстом   начинается   уже   в   третьем   классе.   С
самых   первых   уроков   учащимся   предлагаются   простые   тексты.   Всех   их
можно   разделить   на   две   группы:   прозаические   и   поэтические.   Тексты
отличаются   небольшим   объемом,   простым   содержанием   и   узнаваемостью.
Такие   тексты   позволяют   детям   быстро   понимать   содержание,   определять
тему, идею  и смысл текста,  а также  быстро включаться  в работу.  Учащиеся
учатся   создавать   собственные   тексты,   начинают   учиться   писать   изложения,
сочинения,   письма.   Умения   и   навыки   самостоятельной   работы   с   текстом
проявляются   при   написании   комплексной   работы,   которая   включает   в   себя
составление   плана   к  тексту,  озаглавливание  текста,  восстановление   абзацев,
дополнение текста.
В   четвёртом   классе   продолжается   работа   над   совершенствованием
речевых   умений,   над   правильностью,   точностью,   выразительностью
письменной речи. Тексты значительно отличаются от текстов, предлагаемых
в   третьем   классе.   Во-первых,   значительно   возрастает   их   сложность:   тексты
уже   больше   по   размеру,   имеют   абзацное   членение,   включают   в   себя   все
более сложные предложения и лексику. Во-вторых, изменяется тематическая
направленность.   Если   третьеклассникам   предлагались   тексты   о   природе   и
окружающем   мире,   то   ученики   четверного   класса   уже   начинают   читать
тексты   о   патриотизме,   Родине,   семейных   отношениях   и   профессии.   Данные 14тексты готовят учеников к более сложным темам в средней и старшей школе,
значительно   расширяют   кругозор,   а   также     закладывают   основы   для
патриотического воспитания, подготавливают к взрослению, подталкивают к
первому профессиональному выбору.  
В учебниках  4-го класса текстов очень много. К каждому тексту даны
интересные   вопросы   и   задания.   Где-то   нужно   пересказать   историю
происходящего,   используя   исходный   текст,   где-то   нужно   озаглавить   текст,
составить   план   к   тексту,   придумать   концовку.   Есть   задания,   где   дети
определяют   тип   текста.   Учащиеся   в   4-м   классе   уже   с   большей   долей
самостоятельности   выполняют   задания   с   текстом,   восстанавливают
правильную последовательность абзацев, самостоятельно составляют план.
При   работе   с   текстом   для   закрепления   умений   и   навыков
самостоятельной   работы   необходимо   заострять   внимание   на   следующих
заданиях:
1. Почему   этот   отрывок   можно   назвать   текстом   (дети   должны   чётко
знать, что называют текстом).
2. Осмысление текста (о чём текст, какова его тема).
3. Делить текст на абзацы (знать, что такое абзац).
4. Немаловажен вопрос: нравится ли вам текст? (отталкиваясь от этого
вопроса,   выходить   на   позицию   автора,   т.е.   на   главные   мысли   текста.   Чему
учит автор? Убеждает? Утверждает?).
Тексты,   предложенные   в   учебнике,   расширяют   языковой   кругозор
учащихся. Так же в учебниках по русскому языку много творческих заданий.
Учащимся   самостоятельно   нужно   придумать   текст.   Такие   работы
обязательно   должны   проверяться   учителем.   На   уроках   должно
присутствовать   обсуждение   с   учащимися   написанных   текстов,   выбор
лучшего и зачитывание вслух. Нельзя проходить мимо ошибок, связанных с
нарушением правильности речи.  
Ежедневная,   кропотливая,   качественная   работа   учителя   начальных
классов над текстами даёт хороший результат. 15По   окончании   начальной   школы   у   учащихся   развиты   такие   умения   и
навыки самостоятельной работы с текстом, как:
1. умение отвечать на вопросы к тексту;
2. делить текст на смысловые части, составлять план;
3. выделять   основную   мысль   текста,   озаглавливать   текст,   определять
по заголовкам содержание текста;
4. исправлять деформированный текст;
5. находить   языковые   средства,   делающие   текст   выразительным   и
находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
6. писать изложения обучающего характера.
В   общем   и   целом,   предлагаемые   тексты   и   задания   к   ним   составляют
достойную   базу   для   подготовки   учащихся   к   обучению   в   средней   школе,
позволяют   формировать   и   развивать   разнообразный   спектр   навыков   и
умений, представляют необходимые знания. 
Формирование   умений   и   навыков   умелой   работы   с   текстом   еще   в
начальной   школе   –   один   из   важных   аспектов   обучения   русскому   языку   в
младших   классах.   Работа   с   текстом   в   начальных   классах   –   это   требование
времени.
Таким   образом,   программа   Т.   Г.   Рамзаевой   ставит   задачи   знакомства
учащихся   с   различными   типами   текста,   а   также   обучения   младших
школьников   созданию   текстов   различных   типов.   В   ходе   анализа   учебников
по   русскому   языку   мы   выяснили,   что   в   их   содержании   тексту   отводится
важное место.
Основные   этапы   формирования   умений   самостоятельной   работы
над текстом
Чтение и понимание текста
Первый   этап   формирования   умений   самостоятельной   работы   над
текстом   –   это   чтение   и   понимание   текста.   Вам   необходимо   внимательно
прочитать   текст,   выделить   основные   идеи,   ключевые   аргументы   и   факты. 16При   этом   стоит   обратить   внимание   на   структуру   текста,   логическую
последовательность и связи между абзацами.
Анализ и критическое мышление
На   втором   этапе   вы   должны   проанализировать   текст   и   применить
критическое мышление. Задайте себе вопросы о достоверности информации,
логической   связности   аргументов   и  возможных  противоречиях.   Попробуйте
выявить   сильные   и   слабые   стороны   текста,   а   также   сформулировать   свое
собственное мнение по данной теме.
Планирование и структурирование
Третий   этап   –   это   планирование   и   структурирование   вашего
собственного   текста.   Определите   основные   идеи,   которые   вы   хотите
выразить, и разделите их на параграфы. Создайте план, который поможет вам
организовать свои мысли и аргументы в логической последовательности.
Написание и редактирование
Четвертый   этап   –   это   написание   и   редактирование   вашего   текста.
Начните   писать,   следуя   плану   и   структуре,   которые   вы   разработали.
Постарайтесь   использовать   ясный   и   логичный   стиль   письма.   После
написания   прочтите   свой   текст   и   внесите   необходимые   исправления   и
улучшения.
Проверка и самооценка
Последний этап – это проверка и самооценка вашего текста. Отдохните
немного   от   написания   и   затем   вернитесь   к   своему   тексту.   Проверьте   его   на
наличие грамматических и пунктуационных ошибок, а также на соответствие
заданному   объему   и   требованиям.   Оцените   свою   работу   и   определите,   что
можно улучшить в следующий раз.
Помните, что каждый этап требует времени и практики. Чем больше вы
будете   практиковаться,   тем   лучше   станете   владеть   умениями
самостоятельной работы над текстом.
Оценка   и   поддержка   развития   умений   самостоятельной   работы   над
текстом 17Оценка   и   поддержка   развития   умений   самостоятельной   работы   над
текстом   являются   важными   аспектами   в   педагогическом   процессе.   Они
помогают   студентам   развивать   навыки   анализа,   критического   мышления,
понимания и интерпретации текстов.
Оценка умений самостоятельной работы над текстом
Оценка   умений   самостоятельной   работы   над   текстом   может
осуществляться   различными   способами.   Один   из   них   –   это   проверка
выполненных   заданий,   которые   требуют   анализа   и   интерпретации   текста.
Преподаватель   может   оценивать   правильность   и   полноту   ответов,   а   также
умение студента выразить свои мысли и аргументировать свои выводы.
Другой способ оценки – это проведение тестов или контрольных работ,
которые   проверяют   понимание   и   усвоение   материала,   а   также   умение
применять полученные знания при работе с текстами.
Оценка   умений   самостоятельной   работы   над   текстом   может   быть   как
количественной,   так   и   качественной.   Количественная   оценка   основана   на
правильности   выполнения   заданий   и   набранных   баллах,   а   качественная
оценка   учитывает   глубину   анализа,   оригинальность   мышления   и   умение
применять полученные знания в практической деятельности.
Поддержка развития умений самостоятельной работы над текстом
Поддержка   развития   умений   самостоятельной   работы   над   текстом
включает в себя различные методы и подходы, которые помогают студентам
улучшить свои навыки и достичь лучших результатов.
Один   из   способов   поддержки   –   это   проведение   обсуждений   и
дискуссий,   где   студенты   могут   высказывать   свои   мысли   и   аргументировать
свои   точки   зрения.   Преподаватель   может   задавать   вопросы,   стимулировать
обсуждение   и   помогать   студентам   развивать   свои   аналитические   и
критические навыки.
Другой   способ   поддержки   –   это   предоставление   обратной   связи   и
рекомендаций   по   улучшению   работы.   Преподаватель   может   указывать   на 18ошибки и недочеты, а также предлагать конкретные советы и рекомендации
по развитию навыков самостоятельной работы над текстом.
Также важно создать стимулирующую и поддерживающую обстановку,
где   студенты   чувствуют   себя   комфортно   и   мотивированы   развивать   свои
навыки.   Преподаватель   может   предлагать   интересные   и   разнообразные
задания, которые вызывают интерес и стимулируют самостоятельную работу
над текстом.
В   целом,   оценка   и   поддержка   развития   умений   самостоятельной
работы   над   текстом   играют   важную   роль   в   формировании   компетентности
студентов   в   работе   с   текстами.   Они   помогают   студентам   развивать
критическое   мышление,   аналитические   навыки   и   умение   применять
полученные знания в практической деятельности.
Таблица   сравнения   формирования   умений   самостоятельной   работы
над текстом 192.2   Приемы   и   формы   организации   самостоятельной   работы   с
текстом  на уроках русского языка в начальной школе
Несмотря   на   то,   что   учителю   предлагаются   разные   учебники   по
русскому   языку   для   начальной   школы,   а   также   широкий   спектр
дополнительной литературы, очень важно уметь самостоятельно подобрать и
даже   составить   упражнения   для   работы   над   текстом   с   детьми,   учитывая
возможности каждого ученика.  
На   уроках   русского   языка   в   начальной   школе   значительное   место
отводится   текстам   упражнений.   Данные   тексты   должны   иметь
воспитывающе-познавательный   характер,   должны   предъявляться   в
незавершенном   виде,   чтобы   учащиеся   могли   сами   сформулировать   задание.
Также   работа   над   текстом   должна   завершаться   выполнением
дополнительных   заданий,   которые   выходят   за   рамки   определенной   темы 20конкретного   урока.   Исходя   из   этого,   нами   предлагаются   следующие
упражнения для самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка
в начальной школе, выстроенные по тенденции постепенного усложнения.
Предлагаемые   задания   ориентированы   на   более   раннюю   подготовку   к
написанию   сочинений   и   изложений.   На   наш   взгляд,   в   учебниках   русского
языка для начальной школы отводится недостаточно упражнений именно по
подготовке   к   изложениям   и   сочинениям,   а   также   не   так   много   заданий,
предполагающих   творческий   и   проблемный   подход   к   изучаемым   темам.   В
связи   с   этим   предлагаются   примеры   упражнений,   которые   можно
использовать   с   учащимися   третьего   и   четвертого   классов   для   постепенной
подготовки   к   изложениям   и   более   сложным   сочинениям.   В   данных
упражнениях   по   мере   необходимости   можно   менять   тексты,   а   также
формулировки   заданий   –   в   зависимости   от   изучаемой   темы   и   желаемого
результата.
Все упражнения условно разделены на несколько типов.
Тип 1. Восстановление части текста.
Задания   на   восстановление   текста   очень   важны,   так   как   навыки
конструирования текста, пусть даже частичного и выполненного с помощью
справочного   материала,   значительно   упрощают   последующее   обучение
написанию   сложных   сочинений,   а   также   позволяют   упростить   выполнение
анализа текста.
Конструирование можно выполнить следующим образом:
1. Восстановить   пропущенные   слова   при   помощи   справочного
материала (Приложение 1).
В качестве дополнения к этому упражнению обязательно добавляются
задания   на   анализ   темы,   содержания   текста.   Предложенное   упражнение
ориентировано на изучение темы «Глагол», однако таким же образом можно
построить и тексты при изучении других частей речи, а также при изучении
лексики.   Также   можно   добавить   орфографические   задания   –   например,   на
правописание корней глаголов или словарных слов. 212. Восстановить пропущенные фразеологические обороты при помощи
справочного   материала.   Умение   использовать   фразеологизмы   –   очень
важный навык, который впоследствии контролируется при проведении ГИА
и   ЕГЭ.   К   сожалению,   многие   учащиеся   на   сегодняшний   день   не   только   не
умеют   применять   фразеологизмы,   но   и   не   могут   объяснить   их   значение.
Восстановление   в   тексте   фразеологизмов   позволит   ученикам   познакомиться
с   новыми   оборотами,   повторить   значение   уже   известных,   а   также
натренировать   навык   грамотного   и   уместного   использования   их   в   текстах
(Приложение 2).
Тип 2. Восстановление последовательности текста.
Еще один важный навык, формирование которого у учащихся играет не
последнюю   роль   в   освоении   русского   языка,   умение   устанавливать
причинно-следственные связи в тексте и восстановить его так, чтобы они не
нарушались.   В   учебниках   русского   языка   для   начальной   школы,   тексты
предлагаются   в   готовом   виде   и   не   дают   ученикам   возможности   попытаться
установить смысловую  связь между частями  самостоятельно. Поэтому нами
предлагается   по   мере   освоения   тем   в   третьем   и   четвертом   классах
использовать   упражнения,   основное   задание   которых   –   восстановить
содержание текста по определенным параметрам.
Параметры могут быть разные, все зависит от изучаемой темы, а также
цели,   которую   ставит   перед   собой   учитель.   В   качестве   параметров
используется следующее:
-   схема   с   указанием   определенного   количества   частей   речи   в   каждом
предложении;
-   таблица   с   указанием   определенного   количества   слов   с   необходимой
морфемой/орфограммой в каждом предложении;
-   восстановление   предложений   по   справочным   материалам   на   основе
причинно-следственной связи;
-   восстановление   порядка   между   предложениями-тезисами   и
предложениями-доказательствами; 22-   восстановление   последовательности   предложений   по   распределению
основной   и   второстепенной   информации   (предложения   приводятся   в
таблице).
К   каждому   виду   упражнений   в   качестве   дополнительных   заданий
можно   добавить   анализ   содержания   текста,   орфографический,
синтаксический   и   пунктуационный   анализ,   работу   с   морфемами   и   частями
речи.   Однако   основная   задача   этих   упражнений   –   научить   детей
устанавливать   причинно-следственные   связи,   восстанавливать   порядок
предложений в тексте так, чтобы сохранить его смысл (Приложение 3).
Тип 3. Изложение и сочинение.
Будучи учениками начальной школы, дети еще не стеснены рамками и
не   боятся   демонстрировать   свои   навыки   в   сочинении   текстов.   Создавать
собственные   тексты   они   любят   даже   больше,   чем   пересказывать
прочитанное, поэтому объединение сочинения и изложения в одном задании
–   это   хороший   способ   обучить   детей   сразу   двум   навыкам.   Однако   для
подготовки – например, в третьем классе, – достаточно давать только задание
на сочинение. Как правило, детям в таком случае предлагается простой текст,
не   имеющий   концовки.   Однако   в   справочном   материале   имеются
необходимые   слова,   по   которым   дети   придумывают   завершение   текста.   В
четвертом   классе   задание   усложняется   необходимостью   сократить
имеющуюся   часть   текста.   В   качестве   дополнительного   задания   можно
предложить   озаглавить   текст,   а   также   выполнить   определенные
орфографические,   пунктуационные   или   синтаксические   задания
(Приложение 4).
Чтобы   усложнить   задание,   можно   предложить   детям   самостоятельно
сформулировать   и   поставить   перед   собой   задачу,   при   необходимости
направив   их   и   скорректировав   формулировку.   Основная   задача   детей   –   это
сократить предложенный текст и завершить его своими словами.
Предложенные   задания   не   должны   рассматриваться   как   основной
материал   для   работы.   Они   дополняют   и   расширяют   упражнения, 23предлагаемые   в   учебнике,   позволяют   значительно   повысить   уровень
сложности   выполняемых   упражнений,   способствуют   формированию   и
закреплению навыков самостоятельной работы с текстом.
Формирование техники чтения
В   основе   любого   речевого   умения   лежат   определенные   навыки   –
действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том,
как и что он делает. Процесс чтения базируется на технической стороне, т.е.
на   нaвыках   которые   представляют   собой   автоматизированные
зрительнoречемотoрно-слухoвые связи языковых явлений с их значением, на
основе   которых   происходит   узнавание   и     понимание   письменных   знаков   и
письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного
умения   чтения.   К   речевым   умениям   чтения   относят   владение   различными
технологиями   извлечения   информации   из   текста,   их   адекватное
использование в зависимости от поставленной задачи. В основе этих умений
лежит   техника   чтения.   Поскольку   навыки   первичны,   а   умения   вторичны,
ясно,   что   на   начальном   этапе   обучения   чтению   необходимо   сформировать
технику чтения. Существуют различные  подходы к определению того,  когда
и   как   надо   начинать   обучение   чтению   на   начальном   этапе.   В   понятие
«техника   чтения»   вкладывается,   во-первых,   владение   учащимися   букво-
звуковыми соотношениями: во-вторых, умение объединять воспринимаемый
материал   в   смысловые   группы   (синтагмы)   и   правильно   оформлять   их
интонационно.   Если   не   сформировать   ее   в   достаточной     мере,   не     добиться
автоматизации   данного     навыка,   то   все     эти   технологии   или   виды   чтения
будут поставлены под угрозу. В основе формирования техники чтения лежат
следующие   операции:     со o тнесение   зрительного/графического   образа
речевой   единицы   (РЕ)   с   ее   слухоречедвигательным   образом;     соотнесение
слухоречедвигательных образов РЕ  с их значением. Речевой единицей может
быть   слово,   синтагма   или   абзац.   Р.К.МиньярБел o ручев   выделяет   три
основных компонента техники чтения:
А. Зрительный образ речевой единицы. 24В. Речедвигательный образ речевой единицы.
С. Значение.
Ассоциации А-В относятся к навыкам первой группы. Ассоциации В-С
–   к   навыкам   второй   группы.   Когда   техника   чтения   недостаточно
сфoрмирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются
в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди,
как   правило,   шевелят   губами,   проговаривая   прочитанное.   Без
проговаривания   у   них   не   наступает   стадии   понимания.   Задачи   учителя   при
формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:
  как   можно   скорее   миновать   эту   промежуточную   стадию
проговаривания   и   установить   прямое   соответствие   между   графическим
образом речевой единицы и ее значением;
  последовательно   увеличивать   единицу   (слово,   синтагма   или   абзац)

воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу
первого года обучения;
 сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа,

норм ударения, паузации и интонирования.
Aвторы   методики   обучения   английскому   языку   на   начальном   этапе   в
средней школе считают, что oвладение чтением на английском языке всегда
представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и
орфографическими   особенностями   английского   языка.   Oрфографическая
система   английского   языка   использует   26   букв,   146   графем
(буквосочетаний),   которые   передают   46   фонем   (фонема   –   единица   языка,   с
помощью   которой   различаются   и   отождествляются   морфемы   и   тем   самым
слова).   Из   26   пар   английских   букв   (заглавных   и   строчных)   только   четыре
можно   считать   похожими   на   соответствующие   буквы   русского   алфавита   по
значению и форме (K, k, M, T). Буквы A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, y, X, x
имеют   место   как   в   русском,   так   и   в   английском   языке,   но   читаются
поразному, следовательно,  являются   самыми  трудными. Oстальные  буквы  –
совершенно   новые.   Г.В.Рогова   и   И.Н.Верещагина   указывают   также   на 25большую   трудность   чтения   гласных,   сочетаний   гласных   и   некоторых
согласных,   читающихся   по-разному   в   зависимости   от   положения   в   словах
[25]. Например , man – name, day – rain, this – think, pencil – cat, Geography –
garden,   window   –   down,   chair   –   Chemistry   –   Chicago.   Учащиеся   должны
усвоить   основные   правила   чтения,   к   которым   следует   отнести:   чтение
гласных   под   ударением   в   открытом   и   закрытом   слогах   и   перед   буквой   r;
чтение сочетаний гласных e, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch,
sh, th, ng, ck  и таких сочетаний, как  -tion, -sion, -ous, -igh.  Учащихся следует
научить   читать   слова,   которые   пишутся   по-разному,   а   читаются   одинаково:
sun – son, two – too, write – right, sea – se, eye – I. Многие слова в английском
языке   читаются   не   по   правилам,   что   в   целом   обрекает   учащихся   на
заучивание   большого   количества   правил   чтения   и   исключений   из   них,   а
также на многократное повторение учебного материала.
Успешность   овладения   техникой   чтения   на   английском,   немецком,
французском языках с первого урока первого класса обеспечивается приемом
персoнификации   практически   всех   букв   латинского   алфавита   и   целостным
подходом   к   ученику   как   индивиду,   субъекту   познавательной,
коммуникативной,   игровой   активности,   личности,   индивидуальности,   что   в
настоящее   время   интерпретируется   как   антропологический   подход   к
организации   обучения   иностранным   языкам.   Разработаны   большое
количество   УМК   по   английскому   языку   ,   где   прием   персонификации
позволяет   каждое   звуко-буквенное   соответствие   предъявлять   в
нерасторжимом   единстве,   как   неотъемлемые   части   единого   целого   –
наглядного,   эмоционально   насыщенного   образа,   привлекательного   и
понятного   ребенку.   Например,   буква   O   предстает   в   виде   полицейского,   в
честь которого написано следующее четверостишие:
Это полицейский О (оу).
Говорит   он   всем:   «Hello!»   Скажет:   «Go»   -   проезжай!   «No»   -   стой   и
ожидай. (Т.И.Ижогина) [10]. При чтении человек не только видит текст, но и
проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. 26Именно   благодаря   механизму   внутреннего   проговаривания   и   происходит
сличение   графического   и   слухомоторного   образов.   Наиболее   ярко   действие
этого   механизма   наблюдается   у   начинающих   читателей   (шепотное   чтение).
Постепенно,   с   накоплением   опыта,   внутреннее   проговаривание   приобретает
более свернутый характер и наконец полностью исчезает.
Важным   психологическим   компонентом   процесса   чтения   является
механизм   вероятностного   прогнозирования,   которое   проявляется   на
смысловом и вербальном уровнях. Смысловое прогнозирование – это умение
предугадать   содержание   текста   и   сделать   правильное   предположение   о
дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим
сигналам   текста.   Вербальное   прогнозирование   –   умение   по   начальным
буквам   угадать   слово,   по   первым   словам   угадывать   синтаксическое
построение   предложения,   по   первому   предложению   –   дальнейшее
построение абзаца. 
В методике выделяют две формы чтения: про себя (внутреннее чтение)
и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет
целью   извлечение   информации,   оно   «монологично»,   совершается   наедине   с
собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в
основном в передаче информации другому лицу. 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотная   работа   с   текстом   в   начальной   школе   –   это   не   только   часть
обучения   русскому   языку.   Так   как   цель   современного   образования   –   это
воспитание   функционально   грамотной   личности,   то   текстовые   упражнения,
прежде   всего,   должны   быть   ориентированы   на   достижение   поставленной
цели.
Самостоятельная   работа   с   текстом   должна   позволять   ученикам
проявлять   свои   творческие   наклонности,   пробуждать   в   них   интерес   к
изучению   русского   языка   и   литературы,   окружающего   мира,   его   явлений.
Предлагаемые   тексты   должны   иметь   историческую,   литературную,
познавательную   направленность,   готовить   учеников   к   выбору   профессии,   к
жизни в обществе, к познанию себя и своих потребностей.
Рассмотрев   теоретические   основы   текста   можно   сделать   вывод,   что
текст   –   это   основная   единица   языка,   имеющая   такие   признаки   как
членимость,   смысловая   целостность   текста,   связность.   Наличие   всех   трех
признаков   обязательно   для   того,   чтобы   определять   языковую   единицу   как
текст.
В   науке   различают   следующие   такие   типы   текстов,   как
публицистические,   официально-деловые,   научные,   текст-повествование,
текст-описание,   тексты-рассуждения.   В   каждом     тексте     выделяют
следующие части: заголовок, вводная часть, основная часть, заключение.
В   процессе   преподавания   русского   языка   в   начальной   школе
необходимо   формировать   самостоятельные   умения   работы   с   текстом.
Значение   самостоятельной   работы   в   учебном   процессе   трудно   переоценить.
Она    способствует формированию самостоятельности как качества личности,
реализации   принципа   индивидуального   подхода,   позволяет
дифференцировать  учебные   задачи   и  тем  самым  содействовать  достижению
действительно сознательного и прочного овладения знаниями.
Анализ   учебников   русского   языка   Т.   Г.   Рамзаевой   начальной   школы,
показал,   что   авторы   учебников   стараются   предлагать   разнообразные 28упражнения   ученикам,   чтобы   сформировать   у   детей   устойчивую   систему
навыков,   развивать   умения   работать   с   разными   типами   текстов.   В   разделе
«Речевое   развитие»   обозначено   умение   воспроизводить   или   самостоятельно
создавать небольшой текст (повествование, описание).
Изученный   нами   учебно-методический   комплекс,   включает   в   себя
упражнения,   которые   развивают   основные   навыки   работы   с   текстовым
материалом:   чтение,   понимание,   анализ.   Однако   учащиеся   также   должны
уметь   конструировать,   реконструировать   текст,   пересказывать   его,
расширять и сокращать.
Учителю   необходимо   использовать   не   только   материал   учебника,   но
самостоятельно   подбирать   упражнения   в   зависимости   от   уровня   класса,
повышая   или,   наоборот,   понижая   сложность   упражнений.   Выбираемые
педагогом задания должны учитывать особенности класса, уровень знаний и
навыков учащихся, а также степень развитости их способностей.
Систематически   проводимая   самостоятельная   работа   с   текстами   при
правильной   ее   организации   способствует   получению   учащимися   более
глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают
при сообщении учителем готовых знаний. 
Для   проверки   выдвинутой   гипотезы   и   решения   поставленных   задач
были использованы  анализ методической  и учебной литературы;  изучение  и
анализ   программ   и   учебников   по   русскому   языку   в   начальной   школе,
представлены приемы и формы работы с текстом на уроках русского языка в
начальной школе.
Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского
языка в начальной школе. 29C писок   использованной литературы
1. Винокурова Н. К. Развиваем познавательные возможности учащихся. -
М: Центральное издательство, 2005.
2. Золотова   Г.   А.   Текст   как   главный   объект   лингвистики   и   обучения
языку / Институт русского языка РАН им. В.В. Виноградова. МГУ им. М.В.
Ломоносова. – с. 2.
3. Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.,   Кашаева   Е.Ю.   русский   язык   и
культура речи: Учебное пособие для вузов, - Ростов - на - Дону, 2001.
4. Гальперин   И.Р.   Сменность   контекстно-вариативных   форм   членения
текста// Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
5. Анисимов   В.М.,   Андреева   К.Е.,   Сокорутова   Л.В.   Методика
преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
6. Антонова   Е.С.   Методика   преподавания   русского   языка:
коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. –
М.: Кнорус, 2007. – с. 464 
7. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д.
Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - с. 105-109. 
8. Капинос   В.И.   Развитие   речи   учащихся:   теория   и   практика   обучения:
книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик М.С. - М.:
Линка-Пресс, 1994. – с. 196 
9. Москальская   О.И.   Грамматика   текста:   учебное   пособие   /   О.И.
Москальская. - М.: Просвещение, 1981. – с. 151. 
10. Солганик Г.Я. Стилистика текста:  учебное пособие / Г.Я. Солганик. -
М.: Флинта: Наука, 2000. – с. 212. 
11. Теория   текста:   учеб.   пособие   /   Ю.   Н.   Земская,   И.   Ю.   Качесова,
Л.M.Комиссарова,  Н.В.  Панченко,   А. А.  Чувакин:  Флинта,  Наука;  -  Москва,
2010.
12. Гальперин,   И.Р.   Текст   как   объект   лингвистического   исследования
[Текст]. - М.: Наука, 1981. 3013. Педагогика:   Учебное   пособие   для   учащихся   пед   вузов   и   пед.
колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.,1995.
14. Рамзаева   Т.   Г.   Русский   язык.   1-4   классы:   Программы   для
общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
15. Рамзаева   Т.   Г.   Русский   язык.   1-4   классы:   программа   для
общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.
16. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник в двух частях 1 – 4 классы. М.:
Дрофа, 2014