Современные технологии обучения русскому языку

М ИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ МИРЗО
УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:  Современные технологии обучения русскому языку
Выполнила:
Студентка 
Научный руководитель:
Ташкент ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ   ……………………………………………………....……............3
§  1.  СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ  
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ .…5
1.1. Понятие педагогическая технология………………………….………..5
1.2. Классификация педагогических технологий…..…........................……..11
§   2.  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ 
ЯЗЫКУ ……………………………………………………………….…….….20
2.1   Современные средства обучения на уроках русского языка как инструмент 
активизации познавательной деятельности……………………………….…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….………..…….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………....................31
ВВЕДЕНИЕ
2 Понятие   «технология   обучения»   на   сегодняшний   день   не   является
общепринятым   в   традиционной   педагогике.   В   документах   ЮНЕСКО
технология   рассматривается   как   системный   метод   создания,   применения   и
определения   всего   процесса   преподавания   и   усвоения   знаний   с   учётом
технических   и   человеческих   ресурсов   и   их   взаимодействия,   который   ставит
своей задачей  оптимизацию форм образования.  С одной стороны, технология
обучения   –   это   совокупность   методов   и   средств   обработки,   представления,
изменения   и   предъявления   учебной   информации,   с   другой   –   это   наука   о
способах   воздействия   преподавателя   на   учеников   в   процессе   обучения   с
использованием   необходимых   технических   или   информационных   средств.   В
технологии   обучения   содержание,   методы   и   средства   обучения   находятся   во
взаимосвязи   и   взаимообусловленности.   Педагогическое   мастерство   учителя
состоит   в   том,   чтобы   отобрать   нужное   содержание,   применить   оптимальные
методы   и   средства   обучения   в   соответствии   с   программой   и   поставленными
задачами.   Технология   обучения   –   системная   категория,   структурными
составляющими   которой   являются:   цели   обучения,   содержание   обучения,
средства   педагогического   взаимодействия,   организация   учебного   процесса,
система «ученик – учитель» .
Актуальность   исследования   обусловлена   необходимостью   более
определенно обозначить  современные технологии обучения русскому языку  и
назвать наиболее эффективные классификации .  
Объект   исследования :   влияние   современных   средств   обучения   на
развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского
языка.
Предмет   исследования:   средства   обучения   как   фактор   развития
познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
-определить, что такое современный урок в целом;
-рассмотреть современные средства обучения и их особенности;
3 -изучить   современные   средства   обучения   русскому   языку   и   методику
их применения на уроках;
Целью   работы   является   изучение   и   анализ   современных   средств
обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках
русского языка.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и
остаётся   одной   из   актуальных   в   теории   и   практике   обучения.   А   в   русле
деятельностного подхода познавательная активность является психологической
основой обучения.
Структура     работы:   введение,   дв а   параграфа ,   заключение   и   список
использованной литературы.
4 §.   1.   СУЩНОСТЬ   И   УСЛОВИЯ   ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1.  Понятие  педагогическая технология
Педагогическая   технология   –   это   система   проектирования   и
практического   применения   адекватно   данной   технологии   педагогических
закономерностей,   целей,   принципов,   содержания,   форм,   методов   и   средств
обучения   и   воспитания,   гарантирующих   достаточно   высокий   уровень   их
эффективности,   в   том   числе   при   последующем   воспроизведении   и
тиражировании. Обучение с помощью традиционных технологий не позволяет
развить   ключевые,   базовые   компетентности   по   конкретной   учебной
дисциплине,   поэтому   нужна   решительная   перестройка   учебного   процесса.
Интенсивные   интерактивные   технологии   обучения:   игры,   тренинги,   кейсы,
игровое   проектирование,   креативные   техники   развивают   базовые
компетентности   и   метакомпетентности   обучающихся.   Выбор   технологий
связан   с   другой   педагогической   категорией   –   содержание   образования.
Образование – это индивидуальная культура человека, которой он овладевает
в процессе усвоения  социального опыта, системы знаний, умений и навыков.
Образованным   человеком   мы   можем   назвать   того,   кто   владеет   общими
идеями,   принципами,   методами,   умеет   критически   мыслить,   имеет
определённое   мировоззрение,   творческие   способности,   умеет   оценивать   всё
происходящее   вокруг   с   нравственных,   эстетических   позиций.   Образование
предполагает   усвоение   опыта,   воспитание   качеств   поведения,   физическое,
нравственное,   эстетическое   развитие.   В   общем   плане   под   содержанием
образования   следует   понимать   ту   систему   научных   знаний,   практических   и
нравственно-эстетических   идей,   которыми   необходимо   овладеть
обучающимся   в   процессе   обучения.   Однако   весь   социальный   опыт,   всю
культуру   перенести   в   содержание   образования   невозможно.   Определение
содержания образования – важная задача. История педагогики показывает, что
при   её   решении   допускалось   и   допускается   немало   ошибок,   отрицательно
сказывающихся   на   качестве   обучения.   То   содержание   образования   отставало
5 от   современного   состояния   науки,   то   оно   оказывалось   перегруженным,   то
искажало характер обучения как фактора развития и формирования личности.
Вот   почему   в   педагогике   большое   место   занимали   и   занимают   вопросы
разработки   тех   теоретических   идей,   которые   должны   определять   содержание
образования.   Перечислим   важнейшие   факторы,   влияющие   на   разработку
содержания   образования:   1)  объективные:  социальные  потребности  общества
в   качестве   образованных   людей;   методологическая   позиция   учёных.   2)
особенности   региона;   3)   изменения   в   развитии   науки   и   техники;   Следует
отметить,   что   содержание   социального   опыта   подвергается   педагогической
переработке   с   учётом   конкретно-исторических,   региональных,
психологических   и   индивидуально-личностных   требований.   Среди   этих
факторов   выделяются   потребности   человека   и   общества   (содержание
образования   строится   таким   образом,   чтобы   оно   стало   личностно   значимым,
привлекательным и в то же время общественно значимым; учёт возрастных и
индивидуальных   возможностей).   Содержание   образования   должно
способствовать развитию гуманных качеств личности. 1
●   Педагогическая   технология   –   это   продуманная   во   всех   деталях
модель   совместной   педагогической   деятельности   по   проектированию,
организации   и   проведению   учебного   процесса   с   безусловным   обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя 
●   Педагогическая   технология   –   это   системный   метод   создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования 
    ●   Педагогическая   технология   означает   системную   совокупность   и
порядок   функционирования   всех   личностных,   инструментальных   и
1
 Технология обучения русскому языку : учебное пособие для студентов направления подготовки высшего 
образования – бакалавриата «Педагогическое образование» / Л. В. Поселягина. – Омск : Изд-во ОмГА, 2016. –
6-7 с.
6 методологических   средств,   используемых   для   достижения   педагогических
целей. 2
В   нашем   понимании   педагогическая   технология   является
содержательным   обобщением,   вбирающим   в   себя   смыслы   всех   определений
различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя
аспектами.
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая   и   разрабатывающая   цели,   содержание   и   методы   обучения   и
проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным:   описание   (алгоритм)   процесса,
совокупность   целей,   содержания,   методов   и   средств   для   достижения
планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным:   осуществление   технологического
(педагогического)   процесса,   функционирование   всех   личностных,
инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким   образом,   педагогическая   технология   функционирует   и   в
качестве   науки,   исследующей   наиболее   рациональные   пути   обучения,   и   в
качестве   системы   способов,   принципов   и   регулятивов,   применяемых   в
обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие   «педагогическая   технология»   в   образовательной   практике
употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) Общепедагогический   (обще   дидактический)   уровень:
общепедагогическая   (обще   дидактическая,   общевоспитательная)   технология
характеризует   целостный   образовательный   процесс   в   данном   регионе,
учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая
технология   синонимична   педагогической   системе:   в   нее   включается
совокупность   целей,   содержания,   средств   и   методов   обучения,   алгоритм
деятельности субъектов и объектов процесса.
2
  История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф.
Шабаева. – М.: Просвещение, 2019. – 447 с.
7 2) Частнометодический   (предметный)   уровень:   частнопредметная
педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е.
как   совокупность   методов   и   средств   для   реализации   определенного
содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя
(методика   преподавания   предметов,   методика   компенсирующего   обучения,
методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный   (модульный)   уровень:   локальная   технология
представляет   собой   технологию   отдельных   частей   учебно-воспитательного
процесса,   решение   частных   дидактических   и   воспитательных   задач
(технология   отдельных   видов   деятельности,   формирования   понятий,
воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых
знаний,   технология   повторения   и   контроля   материала,   технология
самостоятельной работы и др.).
Различают   еще   технологические   микроструктуры:   приемы,   звенья,
элементы   и   др.   Выстраиваясь   в   логическую   технологическую   цепочку,   они
образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
          Понятие   педагогической   технологии   частнопредметного   и
локального   уровней   почти   полностью   перекрывается   понятием   методик
обучения:   разница   между   ними   заключается   лишь   в   расстановке   акцентов.   В
технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная
компоненты,   в   методиках   –   целевая,   содержательная,   качественная   и
вариативно-ориентировочная   стороны.   Технология   отличается   от   методик
своей   воспроизводимостью,   устойчивостью   результатов,   отсутствием   многих
«если»   (если   талантливый   учитель,   если   способные   дети,   хорошие
родители…).   Смешение   технологий   и   методик   приводит   к   тому,   что   иногда
методики   входят   в   состав   технологий,   а   иногда,   наоборот,   те   или   иные
технологии – в состав методик обучения.
Основные качества современных педагогических технологий
Из   данных   определений   следует,   что   технология   в   максимальной
степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее
8 структурой,   средствами,   методами   и   формами.   Поэтому   в   структуру
педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения – общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; 
- диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности.  Любая  педагогическая  технология  должна
удовлетворять   некоторым   основным   методологическим   требованиям
(критериям технологичности).
Концептуальность.   Каждой   педагогической   технологии   должна   быть
присуща   опора   на   определенную   научную   концепцию,   включающую
философское,   психологическое,   дидактическое   и   социально-педагогическое
обоснование достижения образовательных целей.
Системность.   Педагогическая   технология   должна   обладать   всеми
признаками   системы:   логикой   процесса,   взаимосвязью   всех   его   частей,
целостностью.
Управляемость   предполагает   возможность   диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса  обучения,  поэтапной
диагностики,   варьирования   средствами   и   методами   с   целью   коррекции
результатов.
Эффективность. Современные педагогические  технологии существуют
в   конкурентных   условиях   и   должны   быть   эффективными   по   результатам   и
оптимальными   по   затратам,   гарантировать   достижение   определенного
стандарта обучения.
9 Воспроизводимость   подразумевает   возможность   применения
(повторения,   воспроизведения)   педагогической   технологии   в   других
однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Актуальность   технологии   коллективных   способов   обучения
определяется   тем,   что   она   предлагает   путь   разрешения   многих   назревших
проблем   и   противоречий   современного   образования.   Среди   таких
противоречий   отмечают:   противоречие   между   мотивацией   и   стимуляцией
учения школьников. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся
–   на   скуку,   однообразие   и   непосильность   учёбы.   Коллективная   учёба
формирует   и   развивает   мотивацию   учеников   в   сотрудничестве;   между
пассивно-созерцательными   и   активно-преобразовательными   видами
деятельности.   Коллективная   учёба   включает   каждого   ученика   в   активную
работу   на   весь   урок,   в   сменяющихся   парах   и   микрогруппах;   между
психологическим   комфортом   и   дискомфортом:   коллективные   способы
обучения   создают   условия   живого,   непринуждённого   общения;   между
воспитанием   и   обучением:   на   уроках   коллективного   обучения   можно
поправлять, оценивать друг друга. 3
3
 Технология обучения русскому языку : учебное пособие для студентов направления подготовки высшего 
образования – бакалавриата «Педагогическое образование» / Л. В. Поселягина. – Омск : Изд-во ОмГА, 2016. –
10 с.
10 1.2. Классификация педагогических технологий
По   сущностным   и   инструментально   значимым   свойствам   (например,
целевой   ориентации,   характеру   взаимодействия   учителя   и   ученика,
организации   обучения)   выделяются   следующие   классы   педагогических
технологий.
  Предметно-ориентированные технологии обучения
  Предметно-ориентированные   технологии   –   это   технологии,
обеспечивающие   высокий   уровень   предметных   знаний,   умений   и   навыков,
они   являются   составной   частью   так   называемой   «знаньевой»   педагогики,
альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.
Учитель,  работающий в  рамках одной  из  предметно-ориентированных
технологий,   например   технологии   уровневой   дифференциации,   или
концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе ,
руководствуется   системным   подходом   в   своей   деятельности.   Это   относится
как   к   содержанию   образования,   так   и   к   развитию   личности   учащегося,   что
включает   в   себя   среди   прочих   средств   изменение   содержания   предмета.   А
содержание образования,  как нам  известно,  на теоретическом  уровне состоит
из   знаний,   способов   деятельности,   опыта   творческой   деятельности   и   опыта
эмоционально-ценностных отношений.
Учитель всегда должен осознавать, какую функцию выполняет тот или
иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме.
При   этом   учитываются   специфика   предмета   и   возрастные   особенности
учащихся.
Технология дифференцированного обучения
Современное   информационное   общество   предъявляет   к   школьникам
высокие   требования   в   отношении   усвоения   учебного   материала,   изучаемого
11 по   разным   программам   различных   учебных   дисциплин,   в   связи   с   чем   резко
возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.
Принципиальной   психофизической   характеристикой   школьников   10–
15   лет   является   их   направленность   на   осознание   себя   как   личности.   Именно
для   этого   возраста   обязательное   изучение   всех   предметов   на   одинаково
высоком уровне становится особенно проблематичным.
Этот   уровень   часто   является   недостижимым   для   большинства
учащихся   и   при   обязательности   обучения   лишает   мотивации   учебную
деятельность,   кроме   того,   препятствует   осознанию   учеником   себя   как
личности, как субъекта учебной деятельности.
Данная   проблема   в   технологии   уровневой   дифференциации   решается
введением так называемого базового уровня.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам
дают   меньший   объем   материала,   а   другим   больший,   а   за   счет   того,   что,
предлагая   учащимся   одинаковый   его   объем,   учитель   ориентирует   их   на
различные уровни требований к его усвоению.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа
по   одной   программе,   но   на   разных   уровнях   сложности   в   рамках   классно-
урочной   системы   с   целью   развития   личности   каждого   ученика   посредством
изучаемого предмета.
Мы   знаем,   что   в   Проекте   стандарта   полного   среднего   образования   по
русскому   языку   авторы   выделили   два   уровня   подачи   материала:   базовый   и
профильный.   В   то   же   время   практика   преподавания   свидетельствует   о   том,
что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка.
В связи  с этим, например, методист  Е .А. Рябухина предлагает  делить
содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности, где первый
уровень   А   может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах,
так   и   индивидуальную   образовательную   траекторию,   выбранную   в   рамках
естественно-научного,   математического,   технического   и   других   профилей.
Уровень   сложности   В   определен   как   рекомендуемый   для   учащихся,
12 ориентированных   на   профильное   гуманитарное   образование,   а   также   для
учащихся,   избравших   в   рамках   индивидуальной   образовательной   траектории
именно   этот   уровень   изучения   по   различным   причинам   (желание
подготовиться   к   успешной   сдаче   ЕГЭ;   необходимость   усовершенствования
языковых   и   речевых   умений   и   т.п.).   Уровень   С   рассматривается   как   уровень
углубленного изучения материала.
Для данного подхода к дифференциации учащихся по уровням А, В и С
(А – базовый уровень, В – продвинутый, С – углубленный) разработана особая
система   дифференцированного   контроля   знаний   учащихся.   Например,   в
пособии   Н.Н.   Соловьевой   «Карточки   для   дифференцированного   контроля
знаний по русскому языку»
В   карточки   группы   А   включен   материал,   опирающийся   на   базовый
уровень,   определенный   образовательным   стандартом   по   русскому   языку,   и
предполагается   в   большей   степени   проверка   и   оценка   орфографической   и
пунктуационной   зоркости.   Карточки   группы   В   отличаются   более   сложным
материалом , который опирается на тот же базовый уровень. Карточки группы
С предлагают выход на уровень анализа различных лингвистических явлений,
требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в
практической деятельности.
Считается,   что   при   дифференциации   учащихся   в   соответствии   с   тем
или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:
 общий   уровень   обученности,   развития   ученика,   отдельные
особенности   психического   развития   (память,   мышление,   познавательная
деятельность);
 индивидуальные   особенности   ученика   (склонность   к
гуманитарным предметам или точным наукам);
 неспособность   ученика   усваивать   предмет   по   тем   или   иным
причинам (кроме умственного развития);
 интерес ученика к тому или иному предмету.
13   Оценив   каждого   учащегося   по   данной   схеме,   можно   приблизительно
отнести   его   к   той   или   иной   группе.   Однако   необходимо   учитывать   то,   что
ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэто-му
рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.
 Являясь формой реализации образовательного процесса, он состоит из
известных компонентов традиционного урока. Однако его функции и условия
реализации существенно изменяются, Это:
1. Цели,   объединяющие   все   образовательные   задачи,   а   значит   и
этапы   в   единое   целое   учебное   занятие,   могут   быть   представлены   двумя
видами:   цели   деятельности   учителя   и   цели   деятельности   учащихся.   Первые
ориентированы на развитие личности ученика, включают развитие личностно
смыслового   отношения   учащихся   к   изучаемому   предмету,   логику   процесса
знаний   и   способов   их   деятельности,   ценностных   отношений   к   окружающей
действительности   и   связаны   с   обеспечением   развития   у   учащихся
интеллектуальной, коммуникативной, рефлексивной культуры и др.
Учителям-словесникам   предстоит   решать   серьезные   и   важные
образовательно-воспитательные задачи:
- осуществлять новую концепцию русско-язычного образования;
- претворять идею профильного обучения в старших классах;
-   осуществлять   модернизацию   школьного   преподавания,
совершенствовать       управление   качеством   образования,   добиваться   единства
требований к школьникам;
-   акцентировать   внимание   на   воспитательном   аспекте   преподавания
русского языка.
Учителя,   использующие   личностно   ориентированную   технологию,
должны руководствоваться следующими установками:
а)   необходимо   иметь   ясное   представление   о   подготовленности   по
литературе каждого ученика и о том, каковы его знания, умения, навыки:
-   объяснять   связь   произведений   со   временем   написания   и   нашей
современностью;
14 - анализировать и оценивать изученные правила правописания;
- составлять планы, тезисы статей на языковые темы;
- писать сочинения;
б) внимательно и систематически следить за изменениями в характере
знаний и навыков каждого учащегося по русскому языку (как в лучшую, так и
в худшую сторону).
в)   располагать   достаточным   материалом   для   заданий,   отвечающим
нужной   теме   занятий,   экономными   и   в   то   же   время   насыщенными   и
разнообразными.
2. Содержание   учебного   материала   составляет   основу,   стержневую
линию   личностно   ориентированного   урока,   раскрывающую   значимость
изучаемого   материала   для   совершенствования   бытия   человека,   утверждения
его   свойств   и   достоинств   –   нравственных,   интеллектуальных,   эстетических,
улучшения его экономического благосостояния, практико-преобразовательной
деятельности.   Сюда   входят   не   только   теоретические   сведения,   правила,
упражнения,   вопросы   учителя,   отражающие   последовательность   умственных
действий   ученика,   обеспечивающих   усвоение   им   компонентов   научного
знания.   В   процессе   усвоения   материала   воспроизводятся   основные   функции
личности: свобода выбора, сознательное рефлексивное отношение к предмету
своей деятельности, целеполагание, эстетическая  оценка предметной среды и
человеческих   отношений,   экономическая   и   экологическая   целесообразность
решений,   непрерывность   возрастания   научно-технического   уровня
деятельности человека.
3. Формы   организации   личностно   ориентированного   урока   могут
быть самыми разнообразными: от традиционных до нестандартных, таких, как
конференции,   семинары,   тренинги,   ролевые   игры,   дискуссии   и   т.д.   Главным
является   использование   таких   средств,   с   помощью   которых   учитель
добивается   включения   каждого   ученика   в   активную   целенаправленную
учебно-познавательную   деятельность   на   основе   сочетания   индивидуальной,
парной, групповой и общеклассной работы.
15 4. Методы   обучения   –   это   способы   взаимосвязанной   деятельности
учителя   и   учащихся   по   достижению   конкретных   образовательных   задач.   В
методах   обучения   сфокусированы   не   только   глубина   раскрытия   учебного
содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения
класса и учителя. Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке.
Таким   образом,   под   технологическими   характеристиками   личностно
ориентированного   урока   нами   понимается   определенным   образом
организованный   процесс   развивающего   воздействия   на   учащихся   через
учебное содержание, характеризуемый:
- целеполаганием;
-   заданной   последовательностью   технологических   процедур,
выполняемых учителем;
- педагогическими техниками, позволяющими решать образовательные
задачи.
Личностно   ориентированный   урок   как   результат   выполнения
технологических   процедур   по   проектированию   учебного   процесса,
ориентированного на развитие учащихся, имеет следующую структуру:
- тема урока;
- тип урока;
- форма проведения; 
- цели обучения;
- цели, ориентированные на развитие личности ребенка;
- методический инструментарий;
- оборудование урока;
- характеристика учебного занятия;
- информационная карта развивающего воздействия на учащихся.Этап	
О
бра	
зоват	
ельн	
ые
Содержание учебного
занятия	
П
оказ	
атели	
Усло	
вия	
М
ето	
ды,	
прие
16 ы урока	
задачи урока	
выполнения	
образовательных	
задач	
выполнения	
образовательных	
задач	
мы,	
педагогические	
техники,	
позволяю
щ
ие	
Деятельность	
учителя	
Деятельность	
учащ
ихсяУчебные   ситуации   как   элемент   педагогической   деятельности   хорошо
известны учителю и достаточно распространены (например, ситуации успеха,
ролевые   взаимодействия,   ситуации   выбора   и   т.д.).   Но   даже   тогда,   когда   они
целенаправленно   используются   педагогом,   трудно   исключить   элемент
неопределенности   в   ходе   ее   развития   (да   и   возможных   результатов).
Причиной этого является большое количество «степеней свободы» партнеров
по   образовательному   процессу,   значительная   вариативность   их   поведения,
мотивов,  поступков.  моментов  личностно  ориентированного  урока, механизм
его   реализации.   И   она   рассчитана   на   то,   чтобы   затронуть   личностные
структуры   сознания,   личностный   опыт   школьника,   поэтому   в   рамках
личностно   ориентированной   ситуации   предлагаются   вопросы   и   задания,
обращенные   к   ученику   лично,   к   его   актуальным   интересам.   Следовательно,
учитель, реализующий личностно ориентированный подход в педагогической
деятельности,   должен   обладать   умением   создавать   на   уроке   личностно
ориентированные   ситуации,   которые   являются   для   педагога   дидактическим
средством (инструментом), владея которым учитель обеспечивает  (личностно
ориентированную   направленность   урока:   свободное   выражение   творческих
сил;   актуализацию   личностного   потенциала   ученика,   сил   его   саморазвития;
стимулирование   проявления   личностью   ее   функций   в   учебном   процессе
(деятельность, рефлексия).
В   структуре   личностно   ориентированной   ситуации   внимание   следует
акцентировать   на   личности   ученика.   Учитель   призван   изменить   его   позицию
от   прилежного   исполнителя   к   активному   творцу,   умеющему   рефлексировать
свои интеллектуальные действия (включая и ошибочные) при решении задач,
а не только при выполнении стандартных заданий. О включенности ученика в
17 данную ситуацию, о его психологическом состоянии в ходе ситуации следует
судить   по   его   эмоционально   приподнятому   настроению,   степени
увлеченности,   решительности,   настойчивости,   готовности   к   самоанализу,   по
его   предпочтению   деятельности   творческого   характера,   по   выбору
оптимального   хода  решения  задач   и  по  желанию   выполнять  дополнительные
задания, по степени самостоятельности в учебной деятельности и др.
Использование   личностно   ориентированных   ситуаций   в   обучении
позволяет   в   достаточной   степени   развить   у   учеников   такие   характеристики
как:
- целеполагание как умение самостоятельно ставить цели и достигать их,
преодолевая препятствия;
-     осознанность   личностной   значимости   изучения   конкретного
учебного   предмета,   наличие   самостоятельной   точки   зрения   на   приобретение
знаний в данной предметной области; 
- обученность на основе творческо-продуктивного применения знаний,
умений и навыков;
-   положительное   отношение   к   любому   виду   сотрудничества,
способность к творческой организации совместной деятельности;
-     высокая   творческая   активность   как   стремление   проникнуть   в
сущность явлений и их взаимосвязь, стремление к преодолению трудностей в
поиске   ответов   на   сложные   вопросы,   теоретическое   осмысление   явлений,
устойчивые волевые качества;
-   высокая   творческая   познавательная   самостоятельность   как   умение
формировать   познавательные   задачи,   самостоятельно   ставить   цели   находить
для   их   достижения   средства,   преобразовывать   полученные   знания   для
получения   нового   продукта   деятельности,   глубокая     поглощенность   и
захваченность   деятельностью,   отключение   от   внешних   раздражителей,
позитивные эмоции и уверенность в своих возможностях;
18 -   рефлексивность   как   хорошо   развитая   способность   к   самоанализу   и
самооценке,   позволяющая   объяснять   как   свои   успехи,   так   и   неудачи
исключительно внутренними причинами.
Важным   структурным   звеном   личностно   ориентированной   ситуации
является   личность   учителя   –   носителя   культуры,   который   призван   оказывать
влияние   на   формирование   познавательного   интереса   к   учебному   предмету
средствами данной ситуации.
Чтобы быть на уровне современных требований,  учителю необходимо
не   только   знать   свой   предмет,   методику   преподавания,   но   и   хорошо   владеть
технологией   межличностного   взаимодействия   с   учащимися,   учитывая
закономерность   их   развития,   создавать   условия   для   формирования
познавательного   интереса   к   своему   предмету.   Учитель   должен   постоянно
совершенствовать   свое   педагогическое   мастерство,   самостоятельно
осуществляя   поиск   научно-педагогической   информации,   овладевая   ею   и
применяя ее в своей деятельности.
19 §.     2. СОВРЕМЕННЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ   ОБУЧЕНИЯ   РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
2.1.    Современные средства обучения на уроках русского языка как
инструмент активизации познавательной деятельности
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и
остаётся   одной   из   актуальных   в   теории   и   практике   обучения.   А   в   русле
деятельностного подхода познавательная активность является психологической
основой обучения.
«Современная   ориентация   образования   -   формирование   компетенции
как   готовности   и   способности   человека   к   деятельности   и   общению.
Предполагает   создание   дидактических   и   психологических   условий,   в   которых
ученик   может   проявить   интеллектуальную   и   познавательную   активность,
личностную  социальную  позицию, свою  индивидуальность,  выразить себя  как
субъект учения». 4
   
Принцип   познавательной   активности   рассматривался   многими
учеными.   Исследователями   Г.   И.     Щукиной,   Татьяной   Ивановной   Шамовой,
Леонидом   Владимировичем   Занковым,   Львом   Семеновичем   Выготским,
Пидкасистым   и   д.р   описаны   источники,   уровни,   признаки   познавательной
активности,   средства   активизации.   Наряду   с   основными   средствами
обозначены   так   называемые   другие   условия   активизации,   среди   которых   –
средства обучения. 5
К   средствам   бучения   русскому   языку   относятся:   школьные   учебники,
учебные   материалы   (сборники   упражнений,   словари,   справочники);   средства
(зрительной,   слуховой,   зрительно-слуховой)   наглядности,   компьютерная
техника.     Широкое   применение   последней   требует   от   учителя   и   детей   умения
работать     с   цифровыми   образовательными   ресурсами,   обеспечивать
4
  Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 
2018. – 191 с.
5
  Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2015. – 183 с.
20 компьютерную   поддержку   уроков,   вести   поиск   информации,   т.е.   овладения
ИКТ- компетентностью.
Однако   в   теории   развитие   познавательной   активности     связывается,
прежде   всего   с   такими   средствами   активизации,   как   учебное   содержание,
методы, приемы, формы обучения. А средства обучения рассматриваются лишь
как   дополнительный   фактор   мотивации.   Практико-ориентированный   анализ
показывает, что иногда учителя могут недооценивать роль средств обучения, не
связывать   выбор   средств   с   целями   обучения,   преувеличивать   роль   средств
обучения или использовать их не в системе.
Современная   школа   призвана   воспитывать   гармонически   развитую
личность,   способную   к   активной   трудовой   и   умственной   деятельности   в
различных   областях   общественной   и   государственной   жизни.   Формирование
нового   человека,   гармонически   сочетающего   в   себе   духовное   богатство,
моральную   чистоту   и   физическое   совершенство,   -   необходимое   условие
здорового современного общества. 6
Современные   условия   развития   общества   предполагают   обращение   к
личности   ученика,   направление   на   развитие   его   лучших   качеств   и
формирование   разносторонней   личности.   В   связи   с   этим   особое   значение   в
школе   приобретает   обучение     с   использованием   на   уроках     русского   языка
современных   средств   обучения.   Они   дают   возможность   учителю   в   процессе
учебной   деятельности   развивать   у   младших   школьников   произвольность
психических   процессов.   Положительно   влияют   на   развитие   творческих
способностей, смекалки, находчивости, сообразительности.
Современные   средства   обучения   на   уроках   русского   языка   в     школе
являются   средством   воспитания   умственной   активности   учащегося,   они
активизируют   психические   процессы,   вызывают   живой   интерес   к   процессу
познания,   сопровождаются   эмоциями   радости,   удивления,   а   иногда   и
непосредственного, веселого смеха. 7
6
  Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И.П. 
Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 400 с.
7
 Там же – 400 с.
21 Помочь   учащимся   проявить   свои   способности,   самостоятельность,
развивать   творческий   потенциал,   инициативу   –   одна   из   основных   задач
современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от
сформированности   у   учащихся   познавательного   интереса.     Электронные
образовательные   ресурсы   приобретают   немаловажное   значение   для
формирования   познавательного   интереса   школьников,   развития   образного
восприятия,   эмоциональных   переживаний:   удовлетворенности,   радости,   а
может   быть   даже   и   огорчения.   Работа   учителя   в   этом   направлении   создает
объективные предпосылки для успешного усвоения программного материала.
   К современным средствам обучения относятся:
• традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах,
а   также   оборудование,   приборы   и   инструменты   для   проведения   натурных
экспериментов и практических действий);
•   инновационные   средства   обучения   (функционирующие   на   базе
цифровых технологий). 8
Использование   в   образовательном   процессе   интерактивных   средств
обучения   позволяет   учащимся   проявить   самостоятельность   при   изучении
нового   материала,   в   работе   с   текстом,   раскрывающим   основное   содержание
предмета,   оценить   уровень   своей   подготовки   по   конкретной   проблеме   на
данный момент времени.
Использование   информационных   технологий   на   уроках   русского
языка,   например,   интерактивной   доски,   позволяет   активизировать   мышление,
воображение,   память,   внимание,   развивать   познавательные   интересы,   речь,
творческие   способности.   Из   изученных   опытов   современных   учителей
определяется   что   урок,   проведенный   с   использованием   мультимедиа,   дает
более качественные знания, чем обычный урок. На таком уроке дети проявляют
большую   активность,   стремление   к   познанию   нового,   желание   учиться.
8
  Примерные программы начального общего образования [Текст]: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / 
ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2018. – 317 с. - ISBN 978   5   09   019056   5.
22 Информационные технологии позволяют учителю активизировать умственную
работу учащихся, а школьник проявить свои творческие возможности. 9
Компьютер,   интерактивная   доска   помогает   учителю   на   всей
протяжённости образования в реализации очень важного принципа дидактики –
принципа   наглядности.   К.Д.Ушинский   писал:   «Детская   природа   ясно   требует
наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он
будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать
таких   слов   -   и   ребенок   усвоит   их   на   лету…».В   этом   случае   будет   обеспечен
высокий уровень усвоения предоставленного на уроке материала     по сравнению
с   использованием   традиционных   наглядных   пособий,   в   частности,   схем,
таблиц.   Благодаря     достижениям   новых   информационных   и   компьютерных
технологий, новое звучание  приобретают направления дидактики, связанные с
развитием   новых   педагогических   технологий,   в   том   числе   дидактических
средств обучения, компьютеризированного обучения, которые фундаментально
подлежат   исследованию.   Для   школы   это   означает   смену   приоритетов   в
расстановке целей образования:  одним из результатов учебно-воспитательного
процесса   в   школе   должна   стать   готовность   детей   к   овладению   современными
компьютерными   технологиями   и   способность   использовать   полученную   с   их
помощью информацию для дальнейшего самообразования. 10
 
Использование   компьютерных   технологий   позволяют   сделать   уроки
русского   языка   более   мобильными,   продуманными,   интересными.   Учитель
использует   учебный   и   занимательный   материал,   отсутствует   необходимость
готовить к уроку массу дополнительных пособий – иллюстраций, репродукций,
схем,   таблиц.   Ученики   имеют   наглядно-образное   мышление,   поэтому   важно
строить   учебный   процесс,   применяя   как   можно   больше   качественного
иллюстративного материала, вовлекая в восприятие нового не только зрение, но
и слух, эмоции, воображение. Большую роль играет яркость и занимательность
компьютерных слайдов.
9
  Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений 
[Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
10
  Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт              Развития «ЭкоПро», 
Образовательный портал «Мой университет»,
23 Учитель,   применяя   информационные   компьютерные   технологии,
может   перейти   от   объяснительно-иллюстрированного   способа   обучения   к
деятельностному,   при   котором   младший   школьник   становится   активным
участником   учебной   деятельности.   Это   формирует   более   качественное,
осознанное усвоение знаний.
Сочетание   различных   средств   обучения   на   уроках   русского   языка
способствует   тому,   что   учитель   лучше   доносит   до   учащихся   сущность
изучаемых   явлений,   помогает   выделить   основные   понятия   и   показать
взаимосвязь   между   ними.   Обладая   высокой   степенью   наглядности,   средства
обучения   дают   возможность   организовывать   передачу   информации   на   таком
уровне,   который   был   бы   доступен   для   данной   категории   учащихся,   а
постоянный   оперативный   контроль   в   процессе   изложения   позволяет   более
объективно   судить   о   ее   доступности.   Таким   образом,   применение   средств
обучения на уроке позволяет решить следующие задачи:
-               более   полно   и   глубоко   раскрыть   сущность   изучаемых   объектов,
явлений и процессов;
-               лучше   организовать   учебно-познавательную   деятельность
учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;
-               установить   внешнюю   и   внутреннюю   обратные   связи,   на
основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.
Современный   учитель   понимает:   невозможно   интересно,
результативно   провести   урок   с   опорой   лишь   на   мел   и   доску.   Сегодня   педагог
просто   обязан   овладеть   интерактивными   средствами   обучения,   чтобы
обеспечить   одно   из   главнейших   прав   ребёнка   –   право   на   качественное
образование. 11
Необходимость   и   эффективность   применения   информационных
технологий   на   уроках   русского   языка   обосновывается   не   только   целью
повышения   уровня   мотивации   ученья,   совершенствованием   навыков
11
  Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт              Развития «ЭкоПро», 
Образовательный портал «Мой университет»,
24 грамотного   письма   учащихся,   но   и   психологической   подготовкой   подростка   к
полноценному существованию в современном «информационном» обществе.
Электронная   техника   на   уроке   русского   языка   ориентирована   на
поддержку   традиционного   курса   обучения,   и   в   этом   случае   она   не   только   не
отвлекает  детей  от  школьного  предмета,  а  скорее,  служит  развитию   у ребёнка
повышенного интереса к нему.
При   тщательном   продумывании   плана   урока   учитель   сталкивается   с
объективными   трудностями:   как   построить   урок,   чтобы   интерактивные
средства   ни   в   коем   случае   не   выступали   механической   заменой   классической
доски.
Преимущества   новых   технических   средств   очевидны,   и   рано   или
поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс
компьютерной системы обучения. 12
Применение   электронной   техники   на   уроке   русского   языка   –   это   не
только   ответная   реакция   на   сдвиги,   происходящие   в   мире,   но   и   существенное
изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Совместное
творчество   учителей   школы,   межпредметные   связи   выступают   не   как
дежурный   «показушный»   приём   для   открытого   урока,   а   как   совершенно
естественный элемент интеграции знаний предмета.
Положительные аргументы:
·   Доступность сложного материала
·   Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
·   Представление   информации   с   помощью   различных   мультимедийных
ресурсов;
·   Классификация   и   систематизация   учебного   материала,   изучение   его
на повышенном уровне;
·   Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
·   Наглядное иллюстрирование при объяснении материала;
12
  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: 
Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 
2011.
25 ·   Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
·   Возможность выхода за рамки школьной программы;
·   Повышение мотивации учащихся к учению;
·   Строгое соблюдение САНПИНА.
·   Пополнение методической копилки учителя.
Отрицательные аргументы:
·   Большая   затрата   времени   учителя   при   подготовке   к   проведению
мультимедийного урока.
Следует отметить, что, согласно требованиям САНПИН А , необходимо
помнить об ограничении в использовании электронной техники. В связи с этим
на   этапах   закрепления   нового   теоретического   материала   нецелесообразно
привлекать компьютер. Русский язык – письменный предмет, предполагающий
совершенствование   грамотного   письма.   И   это   правило   остается
доминирующим   даже   при   активном   использовании   интерактивных   средств
обучения на уроках. 13
Методы и приёмы использования компьютерных технологий
·   Объяснительно-иллюстративный метод.
·   Исследовательско-поисковый метод.
·   Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
·   Метод проекта
Реализация   каждого   метода   в   практической   деятельности   состоит   в
совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование
умений работы с различными источниками информации.
Таким   образом,   информационные   технологии   открывают   новые
возможности   для   совершенствования   учебного   процесса,   активизируют   и
делают   творческой   самостоятельную   и   совместную   работу   учащихся   и
учителей. 14
13
  Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. 
пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2020. – 288 с.
14
  Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. 
пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2020. – 288 с.
26 «Вопрос о том, каким  должен быть современный урок русского языка
звучал   довольно   давно   и   в   разные   периоды   имел   разные   отклики   в
педагогических кругах.
Однако,   несмотря   на   все   это,   однозначных   и   вполне   обоснованных
ответов на него так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков
влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную
систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий,
которые   так   или   иначе   влияют   на   теорию   и   практику   этого   сложного
педагогического явления.
И   хотя   основные   положения   школьного   урока   из   года   в   год
повторяются,   являясь   в   определенном   смысле   базовыми   (фундаментальными),
каждый   последующий   значимый   этап   в   развитии   системы   образования   и
общества   в   целом   вносит   в   концепцию   урока   свои   коррективы   и   такие
специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям
и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как
вариативная   и   постоянно   изменяющаяся   форма   организации   учебной
деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться
того,   чтобы   урок   стал   результатом   творчества   учителя   и   учащихся,   чтобы   он
отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и
в системе школьного образования».
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные
проблемы   обучения,   воспитания   и   развития   личности.   Эффективный   и
творческий  урок требует  серьезной психолого-педагогической  и методической
подготовки   учителя,   и   какими   бы   хорошими   ни   были   программы,   учебники   и
методические пособия, плохой урок все испортит. 15
15
  Примерные   программы   начального  общего   образования   [Текст]:   Стандарты   второго  поколения.  В   2   ч.   Ч.
1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2018. – 319 с. - ISBN 978   5   09   019056   5.
27 Ориентация   стандартов   на   модернизацию   школы   предполагает   не
только   качественное   изменение   содержания   обучения,   но   и   обновление
соответствующих   ему   методов,   средств   и   форм   обучения   с   учетом   новых
реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.
Все   эти   установки   так   или   иначе   направлены   на   обновление   теории   и
практики урока русского языка в современной школе.
  Развитие   ученика   осуществляется   в   процессе   учебной   деятельности   и
является   результатом   обучения.   Однако   не   всякое   обучение   ведет   за   собой
развитие   ученика:   очень   важно,   в   какую   мыслительную   деятельность   он
включен   в   процессе   усвоения   знаний   и   формирования   умений   и   навыков,   в
какой   мере   он   активен   и   какие   мыслительные   операции   выполняет,   в   какой
степени   они   ему   понятны   и   интересны,   как   ученик   мыслит   в   процессе
выполнения   познавательных   и   практических   задач,   заданий   и   упражнений,
способствует   ли   обучение   развитию   нравственных   качеств,   воли,   эмоций,   а
значит, общему развитию личности.
Очень   важным   является   то,   что   «при   разработке   новых   моделей
обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности
процесса   усвоения   знаний   и   формирования   умений   и   навыков,   так   и   на
специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что
в   процессе   обучения   необходимо   формировать   у   учащихся   только   такие
языковые   обобщения,   которые   в   дальнейшем   уже   не   будут   подвергаться
коренной  перестройке.  Они  могут  только  дополняться  и  расширяться.  Все   это
предполагает   внесение   некоторых   изменений   как   в   работу   учителя,   так   и   в
организацию   познавательной   деятельности   учащихся.   В   предлагаемой   здесь
методической   системе   уроков   это   достигается   с   помощью   таких   основных
средств   и   методов   обучения,   как   структурирование   учебного   материала   по
разным   признакам   и   основаниям   на   основе   опознавательных   и
дифференцирующих   признаков   правил,   словообразовательных   типологий   и
моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах
обучения;   усиление   эвристической   направленности   и   развивающей   функции
28 обучения   за   счет   включения   в   него   различного   рода   проблемных   задач   и
ситуаций   и   обучения   способам   их   решения;   использование   алгоритмических
предписаний   (особенно   модельных)   и   адекватных   им   образцов   применения
знаний;   применение   упражнений,   ориентирующих   на   рассуждение   в   процессе
письма   и   графическую   фиксацию   умственных   действий,   на   обобщение   и
раннюю   дифференциацию   языковых   явлений;   на   получение   обратной   связи   и
осуществление   самоконтроля;   на   решение   познавательных   задач».
       Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в
сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает
опыт, весьма обнадеживающие результаты. 16
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
  Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – 
М.: Просвещение, 2020. – 174 с.
29 В   нашем   понимании   педагогическая   технология   является
содержательным   обобщением,   вбирающим   в   себя   смыслы   всех   определений
различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя
аспектами.
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
2)   процессуально-описательным:   описание   (алгоритм)   процесса,
совокупность   целей,   содержания,   методов   и   средств   для   достижения
планируемых результатов обучения;
3)   процессуально-действенным:   осуществление   технологического
(педагогического)   процесса,   функционирование   всех   личностных,
инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким   образом,   педагогическая   технология   функционирует   и   в
качестве   науки,   исследующей   наиболее   рациональные   пути   обучения,   и   в
качестве   системы   способов,   принципов   и   регулятивов,   применяемых   в
обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Современные   условия   развития   общества   предполагают   обращение   к
личности   ученика,   направление   на   развитие   его   лучших   качеств   и
формирование   разносторонней   личности.   В   связи   с   этим   особое   значение   в
школе   приобретает   обучение     с   использованием   на   уроках     русского   языка
современных   средств   обучения.   Они   дают   возможность   учителю   в   процессе
учебной   деятельности   развивать   у   младших   школьников   произвольность
психических   процессов.   Положительно   влияют   на   развитие   творческих
способностей, смекалки, находчивости, сообразительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ    ЛИТЕРАТУРЫ
30 1. Технология   обучения   русскому   языку   :   учебное   пособие   для
студентов   направления   подготовки   высшего   образования   –   бакалавриата
«Педагогическое образование» / Л. В. Поселягина. – Омск : Изд-во ОмГА, 2016.
– 80 с.
2. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя / Н.Г.
Дайри. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя     
/ Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2014.- 144 с.
4. История   педагогики   и   образования.   От   зарождения   воспитания   в
первобытном   обществе   до   конца   Xв.:   Учебное   пособие   для   педагогических
учебных заведений     / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. –
5. История   педагогики:   Учебник   для   студентов   пед.   ин-тов       /   Н.А.
Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 2019. – 447
с.
6. История   образования   и   педагогической   мысли   за   рубежом   и   в
России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений       / И.Н. Андреева,
Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия,
2019. – 416 с.
7. Истомина,   Н.Б.   Методика   обучения   математике   в   начальных
классах:   Учеб.   пособие   для   студ.   сред.   и   высш.   пед.   учеб.   заведений       /   Н.Б.
Истомина. – М.: Академия, 2020. – 288 с.
8. Кириллова,   Г.Д.   Теория   и   практика   урока   в   условиях
развивающего   обучения.       /   Г.Д.   Кириллова.   –   М.:   Просвещение,   2020.   –   174
с.        
9. Конаржевский,   Ю.А.   Анализ   урока       /   Ю.А.   Конаржевский.   –   М.:
Педагогический поиск, 2020. – 126 с.
10. Ксензова,   Г.Ю.   Оценочная   деятельность   учителя.   Учебно-
методическое     / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2019. –
128 с.
31 11. Махмутов,   М.И.   Современный   урок:   Монографии       /   М.И.
Махмутов. – М.: Педагогика, 2015. – 183 с.
12. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей     
/ В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов
и педагогических колледжей     / под. ред. П.И. Пидкасистый. – М., 2014. – 608 с.
14. Подласый, И.П. Педагогика  начальной школы: Учеб.  пособие для
студ. пед. колледжей     / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 400 с.
15. Примерные   программы   начального   общего   образования     :
Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.:
Просвещение, 2018. – 317 с. - ISBN 978   5   09   019056   5.
16. Сластёнин,   В.А.   Педагогика:   Учебное   пособие   для   студентов
высших педагогических учебных заведений     / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н.
Шиянов. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
17. Чуракова,   Р.Г.   Технология   и   аспектный   анализ   современного
урока в  школе     / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2018. – 112 с.
                18. Активные методы обучения». Электронный курс. Международный
Институт               Развития   «ЭкоПро»,   Образовательный   портал   «Мой
университет»,
32