Правовые основы банковской деятельности и денежного обращения в Республике Узбекистан

по дисциплине
« Финансовой право »
лекция   на тему
«Правовые основы банковской 
деятельности и денежного обращения в 
Республике Узбекистан » ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК 
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ЦЕЛИ, 
ЗАДАЧИ И  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 
СТРУКТУРА
2.  ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО 
НАДЗОРА
3.  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 
БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 
ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ  План ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР 
- это контроль со стороны специально 
уполномоченного органа за выполнением 
и соблюдением кредитными 
организациями и иными финансовыми 
учреждениями, входящими в банковскую 
систему страны, норм законодательства в 
сфере банковской деятельности и 
правильности ведения бухгалтерской 
отчетности и предоставления отчетности. ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО 
НАДЗОРА
•
Банковский надзор направлен на формирование 
эффективной и конкурентоспособной банковской 
системы, способной удовлетворять 
общественную потребность в предоставляемых 
по приемлемым ценам высококачественных 
финансовых услугах.  Основные задачи банковского 
регулирования и надзора
Обеспечение стабильности, надежности 
и эффективности банковской системы
Защита интересов вкладчиков
Создание конкурентной среды в 
банковском секторе
Поддержание необходимого уровня 
профессионализма в банковской системе Виды контроля за деятельностью 
коммерческих банков
•
государственный •
ведомственный
•
независимый БАЗЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО 
БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
Принцип 1. 
Предварительные 
условия эффективности 
банковского надзора
Принципы 2.-5. 
Лицензирование банковской 
деятельности	
  и 
согласования изменений в 
характере собственности 
и	
 участия банка в капитале 
других юридических лиц Принципы  6-15. 
Риски банковской 
деятельности и 
пруденциальные нормы
Принципы 16-20. 
Методы текущего 
банковского надзора
Принцип 21. 
Требования по 
представлению банками 
информации Принцип 22. 
Возможности органов 
банковского надзора по 
применению мер 
надзорного 
реагирования
Принципы 23-25. 
Организация надзора за 
банками, ведущими 
международный бизнес Методы банковского надзора
инспектировани
е банков •
непосредственный 
надзор
дистанцион
ный
надзор  •
мониторинг Инспектирование (проверка)
•
Инспектирование банков — это метод банковского надзора, 
предусматривающий проверку деятельности банков и их 
филиалов в порядке надзора непосредственно на местах с целью 
определения реального финансового состояния банков и оценки 
рисков, присущих банковской деятельности. Дистанционный надзор
•
Дистанционный надзор — это метод банковского надзора, 
основанный на ежедневном мониторинге финансового состояния 
коммерческих банков, анализа отчетностей, предоставляемых 
ими в Центральный банк, в целях выявления их проблем на 
ранней стадии. Центральный банк 
Республики Узбекистан
  В соответствии  с Законом 
Республики Узбекистан «О Центральном 
банке Республики Узбекистан» (новая 
редакция) от 11 ноября 2019 года № ЗРУ-582 
Центральный банк является юридическим 
лицом и находится в исключительной 
собственности государства. 
Центральный банк  - экономически 
самостоятельное учреждение, осуществляющее 
свои расходы за счет собственных доходов.  Центральны й  банк  Респу бли к и  Узбек и стан разраб о т ка  и реализ ация  денежно-кредитн ой , в том числе валютн ой  политик и
валютное регулирование и валютный контроль
осуществл ение  государственн ой  регистраци и  банков и кредитных бюро
лицензир ование  деятельност и  банков, микрокредитных организаций, ломбардов, 
платежных организаций, операторов платежных систем, валютных бирж, кредитных 
бюро и производство бланков ценных бумаг, а также регулирует и осуществляет 
надзор за деятельностью кредитных организаций, платежных организаций, операторов 
платежных систем, валютных бирж, кредитных бюро и банковских групп
мониторинг и контрол ь  за соблюдением лицензируемыми Центральным банком 
организациями правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, 
связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной 
деятельности, в специально уполномоченный государственный органОсновные функции Центрального 
банка Республики Узбекистан Запрещ енны е д ля Центрального банк а 
виды  деятельности•
Центральный банк не вправе:
•
заниматься оказанием финансовой помощи третьим лицам, 
за исключением подведомственных ему организаций;
•
осуществлять коммерческую деятельность;
•
выдавать гарантии по обязательствам третьих лиц, включая 
Правительство Республики Узбекистан;
•
участвовать в капиталах банков и уставных фондах (уставных 
капиталах) других юридических лиц, за исключением участия 
в капиталах валютной биржи, а также подведомственных ему 
организаций, обеспечивающих деятельность Центрального 
банка.
•
Центральный банк не предоставляет кредиты или 
финансовую помощь Правительству Республики Узбекистан, 
другим государственным органам и организациям, в том 
числе для финансирования дефицита Государственного 
бюджета Республики Узбекистан (далее — Государственный 
бюджет). А удит деятельности 
Центрального банка
Внутренний аудит 
деятельности 
Центрального 
банка •
Внутренний аудит деятельности 
Центрального банка осуществляется 
службой внутреннего аудита Центрального 
банка.
Внешний аудит 
деятельности 
Центрального 
банка •
Внешний аудит деятельности Центрального 
банка проводится ежегодно аудиторскими 
организациями в соответствии с 
Международными стандартами аудита. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Регулирование и надзор за 
деятельностью банков
•
Центральный банк осуществляет регулирование и 
надзор за деятельностью банков с целью 
поддержания стабильности финансово-банковской 
системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, 
заемщиков и кредиторов, а также мониторинг и 
контроль за соблюдением ими правил внутреннего 
контроля и порядка предоставления информации, 
связанной с противодействием легализации доходов, 
полученных от преступной деятельности,  в 
специально уполномоченный государственный 
орган.  Центральный банк для осуществления регулирующих 
функций устанавливает:
порядок прохождения разрешительных процедур в 
сфере банковской деятельности ,  условия оценки 
потенциального приобретателя акций банков;
порядок открытия, аккредитации, осуществления и 
прекращения деятельности представительств 
банков иностранных государств на территории 
Республики Узбекистан; Центральный банк для осуществления регулирующих 
функций устанавливает(2):
критерии достаточности управления и финансового 
положения банков для открытия дочернего банка и создания 
филиала за границей;
минимальный размер уставного фонда (уставного капитала) 
микрокредитных организаций, ломбардов, организаций по 
рефинансированию ипотеки, платежных организаций и 
операторов платежных систем;
ограничения по сделкам со связанными лицами банков, в том 
числе по предоставлению им кредитов;    Центральный банк для осуществления регулирующих 
функций устанавливает(3):
минимальные требования к информационной безопасности 
кредитных организаций, платежных организаций, операторов 
платежных систем, валютных бирж и кредитных бюро;
особенности проведения аудиторской проверки банков, 
микрокредитных организаций, организаций по 
рефинансированию ипотеки и кредитных бюро;
методику выявления факторов, влияющих на ухудшение 
финансового положения банков и банковских групп    Центральный банк для осуществления надзорных функций 
устанавливает:

обязательные для кредитных организаций правила проведения финансовых 
операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления 
финансовой и надзорной отчетности, в том числе годовой отчетности, 
представления информации, необходимой для оценки рисков и надзора за их 
деятельностью;

обязательные для платежных организаций, операторов платежных систем, 
валютных бирж и кредитных бюро правила осуществления деятельности и 
операций;

порядок получения банками согласия Центрального банка на распределение 
прибыли в случаях, предусмотренных Законом	 Республики Узбекистан «О 
банках и банковской деятельности»;

порядок определения границ (периметра) и методов консолидации;

порядок составления и представления основным банком банковской группы в 
Центральный банк консолидированной отчетности и информации, 
необходимой для осуществления надзора за деятельностью банковской группы; 
порядок представления участниками банковской группы основному 
банку банковской группы информации о своей деятельности, 
необходимой для составления консолидированной отчетности о 
деятельности банковской группы;

требования к внутреннему контролю и системе управления рисками 
банков и банковских групп, а также корпоративному управлению в 
банках, в том числе по независимости членов наблюдательных советов 
банков;

требования к содержанию и обновлению, порядок представления и 
оценки планов восстановления финансового положения банков и 
банковских групп;

порядок исчисления и допустимые значения пруденциальных 
нормативов для кредитных организаций, в том числе для системно 
значимых банков и банковских групп;

дополнительные надбавки к значениям коэффициентов ликвидности и 
достаточности капитала банков, системно значимых банков и 
банковских групп; Центральный банк для осуществления надзорных 
функций устанавливает (2) : 
порядок определения базового уровня значений 
вознаграждения, включая выплачиваемые вкладчикам 
— физическим лицам любые проценты и 
непроцентные платежи, доходы в натуральной форме, 
а также предельный уровень отклонения значений 
вознаграждений по договорам банковского вклада от 
их базового уровня;

  порядок осуществления временного управления в 
банках;

порядок проведения оценки, критерии соответствия 
квалификационным требованиям, а также порядок 
согласования членов наблюдательного совета, 
правления и ключевого персонала банков. Центральный банк для осуществления надзорных 
функций устанавливает (3) : Инспектирование (проверка)
•
Инспектирование (проверка) деятельности кредитных 
организаций, платежных организаций, операторов платежных 
систем, валютных бирж, кредитных бюро, лиц, осуществляющих 
услуги и операции, переданные банками на аутсорсинг, а также 
лиц, подлежащих консолидированному надзору, осуществляется 
полномочными работниками Центрального банка и аудиторами, 
определяемыми Центральным банком. ВИДЫ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ (проверок )
в соответствии с Положением  О порядке проведения инспектиро-≪
вания (проверки) коммерческих банков и их филиалов
Центральным банком Республики Узбекистан  № 2217 от 14.04.11 г. 	
≫
Комплексная 
проверка Тематическая 
проверка Контрольная 
проверка Основные цели 
инспектирования банков
•
оценка и определение реального финансового состояния банка, 
его надежности и безопасности для банковской системы, а также 
обеспечения защиты интересов вкладчиков и кредиторов;
•
выявление и оценка существующих рисков в деятельности 
банков;
•
выработка рекомендаций по результатам инспекции. Инспектированию (проверке) подлежат:
•
достоверность и прозрачность отчетности коммерческих банков и их 
филиалов, представляемой ими Центральному банку и его Главным 
территориальным управлениям;
•
эффективность системы управления рисками, внутреннего аудита и 
внутреннего контроля;
•
эффективность бухгалтерского учета и системы информированности 
руководства;
•
обоснованность, правильность проведения и учета банком 
      депозитных, кредитных, расчетных, кассовых, валютных и других 
банковских операций;
•
соблюдение экономических нормативов, поддержание достаточности 
капитала, качество активов, ликвидность и прибыльность банка, а также 
компетентность и способность руководства банка;
•
общее финансовое положение банка;
•
соблюдение действующего законодательства Республики Узбекистан и 
нормативных актов Центрального банка. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БАНКОВ
           В соответствии с законами 
Республики Узбекистан  «О банках и 
банковской деятельности»	
  и	 
«Об аудиторской деятельности»	
  (новая 
редакция) деятельность коммерческих 
банков подлежит ежегодной проверке 
аудиторскими организациями, имеющими 
сертификат Центрального банка 
Республики Узбекистан на право 
проведения аудиторских проверок банков.  ЗАКОН 
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 26 мая 2000 г., №78-II
« ОБ АУДИТОРСКОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(новая редакция) ЗАКОН 
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 
  от 5 ноября 2019 г., № ЗРУ-580
«О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(новая редакция) Цель аудиторской проверки
 банка 
•
состоит в объективном выражении мнения 
аудиторской организации в отношении 
достоверности и соответствия финансовой 
отчетности и иной финансовой информации 
банка Международным стандартам 
финансовой отчетности и законодательству о 
бухгалтерском учете. В процессе проведения 
аудиторской проверки аудиторская 
организация должна составить отдельный 
отчет о недостатках в структуре внутреннего 
контроля банка. Меры и санкции, применяемые 
Центральным банком
В случае нарушения микрокредитной организацией, ломбардом и 
организацией по рефинансированию ипотеки требований 
законодательства, в том числе установленных пруденциальных 
нормативов, Центральный банк вправе: Список использованной литературы
1. Закон Республики Узбекистан от   11 ноября 2019 г., № ЗРУ-582 «О Центральном банке 
Республики Узбекистан (новая редакция)».
2. Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. № ЗРУ 580 «О банках и банковской ‑
деятельности».
3. Закон Республики Узбекистан от 09.12.1992 г. № 734-XII, «Об аудиторской 
деятельности» в новой редакции, утвержденной Законом Республики Узбекистан от 
26.05.2000 г. № 78-II.
4. Положение «О порядке проведения инспектирования (проверки) коммерческих банков 
и их филиалов Центральным банком Республики Узбекистан» от 14.04.11 г. № 2217
5. Ташматова Р., Ахунова Е. Финансовый контроль. Учебник.-Т.;2019.-512 с.
6. Нуритдинова В., Шарапова М. Молиявий назорат. Дарслик. – Т.:, 2019. – 492 б.
7. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации. – Москва: Зерцало–М, 
2015. - 224 c.
8.       Сайты интернета
         - www.lex.uz (Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан).
         - www.cbu.uz (Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан).

Правовые основы банковской деятельности и денежного обращения в Республике Узбекистан