Войти Регистрация

Docx

  • Рефераты
  • Дипломные работы
  • Прочее
    • Презентации
    • Рефераты
    • Курсовые работы
    • Дипломные работы
    • Диссертациии
    • Образовательные программы
    • Инфографика
    • Книги
    • Тесты

Информация о документе

Цена 30000UZS
Размер 72.8KB
Покупки 0
Дата загрузки 12 Март 2025
Расширение docx
Раздел Курсовые работы
Предмет История

Продавец

G'ayrat Ziyayev

Дата регистрации 14 Февраль 2025

80 Продаж

Историография истории Хивинского ханства

Купить
Оглавление
Введение ...............................................................................................................3-6
Глава   I.   Изучение   истории   Хивинского   ханства   в   местных   и   русских
источниках  XIX -начала  XX  в.
I.1. -  §  Мухаммад Риз a  Агахи «Зубдат ал-тавaрих»     ………………… …….7-11
I .2.  -   §   Ахмеджан   Табиби    «Мажмуа   уш-шуаро»……………………………11-
15
Глава   II.   Освещение   истории   Хивинского   ханства   в   советской   и
зарубежной историографии  
II.1. -   §   История   освещения   историии   Хивинского   ханство   в   советских
источниках…………………………………………. ....................………….13-16
II.2.   -   §   История   освещения   истории   Хивинского   ханство   в   зарубежных
источниках ……………………………………………………………….…...16-21
II.3. -  § Развитие исторической науки в годы независимости……….……..21-24
Заключение   ………………………………………………………………….24-28
Список   использованных   источников   и   литературы   …………………...28-
30
1 Введение
Актуальность темы курсовой работы.    С обретением независимости
в   Узбекистане   вопросу   изучения   истории   узбекского   народа   и   его
государственности   уделяется   приоритетное   внимание.   Данное   направление
получило   целенаправленное   развитие   с   1998   года,   чему   способствовало
Постановление   Кабинета   Министров   Республики   Узбекистан   от   27   июля
1998 года «О совершенствовании деятельности Института истории Академии
наук   Республики   Узбекистан» 1
.   Предшествовавшая   этому   встреча
Президента   Республики   И.А.   Каримова   с   представителями   исторической
науки   и   высказанные   им   пожелания   в   адрес   историков   заложили   идейную
основу   концепции   истории   узбекского   народа   и   его   государственности,
важной   составляющей   которой   является   «создание   истории
государственности,   основанной   на   научной   точке   зрения» 2
.   В   выступлении
главы   государства,   посвященном   2500-летнему   юбилею   города   Хивы 3
,   в
указе   «О   воссоздании   Хорезмской   академии   Маъмуна» 4
  была   поставлена
задача   изучения   истории   градостроительства   и   государственности   Хорезма.
На   современном   этапе   развития   исторической   науки   одной   из   задач
первостепенной   важности   становится   объективное   изучение   истории
государственности Узбекистана, в частности,  истории Хивинского ханства в
период правления Кунградской  династии; критическое осмысление научных
достижений и выявление «белых пятен» в освещении этой проблемы. Приход
к   власти   представителей   Кунградской   династии   в   начале   XIX   в.
cопровождался   установлением   относительной   стабильности   и   позитивных
процессов   в   хивинском   обществе.   В   частности,   на   новую   ступень   развития
1
 1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июля 1998 г. «О совершенствовании 
деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан» // Народное слово. 1998, 28 июля.
2
 2 Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего / Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими 
руками. – Ташкент: Узбекистан, 1999. Т. VII. – С. 136.
3
 3 Каримов И.А. Приветственное слово на праздновании 2500-летия Хивы / Каримов И.А. По пути 
безопасности и стабильного развития. – Ташкент: Узбекистан, 1997. Т. VI. – С. 356-362.
4
 4 Указ Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О воссоздании Хорезмской академии 
Маъмуна» // Народное слово. 1997, 11 ноября.
2 поднялась   историческая   школа   Хорезма.   Исторические   труды   местных
ученых   служат   важным   источником   в   изучении   истории   ханства.   Вместе   с
тем,   обширные   сведения   о   жизни   ханства   содержатся   в
делопроизводственных   документах   разных   эпох,   а   также   в   отчётах,
воспоминаниях   и   исследованиях   послов,   военных   чиновников,   торговцев   и
путешественников,   побывавших   в   ханстве.   Во   второй   половине   XIX   в.
началось   изучение   ранних   письменных   источников   по   истории   Хивинского
ханства,   однако   они   были   недостаточно   исследованы.   В   50   –   60-е   гг.   XX   в.
появилась   возможность   для   более   глубокого   их   изучения,   что
способствовало   проведению   сравнительного   анализа   сведений   архивных
материалов   с   исторической   литературой.   Однако   при   более   близком
рассмотрении   становится   ясно,   что   в   советской   историографии   история
государственности   Хивинского   ханства   не   была   изучена   в   качестве   объекта
отдельного научного исследования. Как и во всех национальных республиках
СССР   она   изучалась   поверхностно,   как   правило   лишь   в   виде   краткой
констатации   существования   того   или   иного   государства.   В   условиях
независимости   освещение   данной   темы   приобрело   особое   значение,   создав
возможность   глубокого   изучения   основных   теорий   относительно
политического, социально-экономического и культурного развития в ханстве,
а также для обобщения новых взглядов и подходов историков. Актуальность
обращения   к   историографии   истории   Хивинского   ханства   в   период
правления   Кунградской   династии   определяется   тем,   что   подобное
исследование   позволяет   выявить   истоки   его   изучения   отечественными
исследователями;   охарактеризовать   этапы   исследований   проблемы
советскими   и   зарубежными   историками;   выявить   основные   направления
истории   изучения   Хивинского   ханства   в   XXI   веке.   Таким   образом,
комплексное   исследование   и   концептуальная   переоценка   изучения   данной
проблемы в XIX – начале XXI вв. будут способствовать определению новых
направлений   в   его   исследовании   и   служить   задачам   создания   многотомной
истории государственности независимого Узбекистана.
3 Цели   и   задачи   курсовой   работы .   Основной   целью   работы   является
сбор   и   обобщение   имеющихся   сведений   по   теме   «И сториография   истории
Хивинского   ханства ».   Наряду   с   этим   осуществить   сравнительный   анализ
научно-методологических   подходов   и   концепций,   обобщив   результаты
изысканий.
В рамках поставленной цели планируется решить следующие задачи:
                -   рассмотреть   историю   Хивинского   ханства   в   местной,   советской   и
зарубежной   историографии,   проанализировать   и   обобщить   основные
концепции и подходы;
- охарактеризовать   новые   концепции   и   подходы   в   изысканиях   периода
независимости,   имею щи х   отношение   к   исследуемой   проблеме,
сформулировать выводы.
    Объект  курсовой работы .  Объектом настоящей курсовой работы является
и сториография   истории   Хивинского   ханства ,   начиная   со   второй   половины
XIX века до начала XXI века.
Хронологические рамки   курсовой работы .   В данной курсовой работе
изучена   значительный   пласт   литература,   созданной   с   XIX   до   начала   XXI
века ,   так   как   в   это   время   были   написаны   многие   исторические   труды
местных,   русскоязычных   и   иностранных   авторов   по   истории   Хивинского
ханства.   Выбор   данного   временного   отрезка   обусловлен   тем,   что   именно
большинство документов относятся этому периоду ханства. 
Структура   и   объем   курсовой   работы.   Курсовая   работа   состоит   из
введения,   двух   глав,   заключения,   списка   использованных   источников   и
литературы, а также приложения.
4 Глава I.  Изучение истории Хивинского ханства в местных и русских
источниках  XIX -начала  XX  в.
I.1. -  §  Мухаммад Риз a  Агахи «Зубдат ал-тавaрих»
      Сочинение «Зубдат ал-тавaрих» («Сливки летописей») принадлежит перу
великого историка и поэта Хорезма Мухаммада Ризы Агахи, жившего в XIX
веке. На сегодня известно всего шесть рукописей этой работы, переписанных
разными людьми. Они хранятся в библиотеках мира, в том  числе и в фонде
рукописей Института  востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии
наук Республики Узбекистан 5
.
      Их изучение позволило сделать подробный анализ оригинала. «Зубдат ал-
таварих»   охватывает   короткий   период   времени   с   1842   по   1846   годы   и
посвящено истории Хорезма, в основном  военным походам. По структуре и
жанру сочинение не отличается от других исторических произведений поэта.
Он   избрал   привычный   для   себя   вид   подробной   хроники   событий,   как
обычно, сопровождая описания цветистыми выражениями и комплиментами
в адрес правителей, и так же сложно (в смысле стилистики) описывая деяния
других высокопоставленных  лиц и участников походов, их отвагу, природу,
памятники и многое другое 6
. Здесь мы видим смешанный стиль изложения —
он   становится   вычурным   или   простым   в   зависимости   от   того,   о   чем   идет
повествование.   Это,   как   и   жанровые   особенности,   дает   замечательную
возможность   полноценно   представить   нормы   придворного   этикета,
литературные   вкусы   и   другие   культурологические   контексты,   которые
иными способами трудно реконструировать.
            Из   всех   исторических   работ   Мухаммада   Ризы   «Зубдат   ал-таварих»
является   самой   маленькой   по   объему.   Несмотря   на   это,   сочинение   богато
событиями:   переговоры   с   бухарским   эмиром   Насруллой,   дипломатические
миссии   из   Ирана,   России,   Афганистана   и   Кокандского   ханства   и   многое
другое.   В   плане   изложения   дипломатической   переписки   Агахи
5
 Агахи. Рияз уд-давла // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/II. – 117 лл.
6
 Агахи. Рияз уд-давла // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/II. – 125 лл.
5 ограничивается только локальными адресатами, то есть Бухарским эмиратом
и   Кокандским   ханством.   Письма   или   же   переговоры   с   зарубежными
странами никак не освещены в его хрониках, хотя иногда кратко упомянуты
даты   их   отсылки   и   получения.   Возможно,   таково   было   желание   ханов,
которые   считали   неуместным   афишировать   в   официальной   хронологии
подобные факты. Либо доступ Агахи к такого рода секретной переписке был
ограничен.   Здесь   же   мы   находим   любопытные   ремарки   о   политике   Хивы   в
отношении   туркменских   племен,   некоторых   аспектах   взаимоотношений
ханства   со   своими   соседями,   по  которым   в  послед нее   время   обнаружен   ряд
новых данных 7
.
      В работе можно встретить уникальные сведения, не упомянутые в других
источниках.   Например,   поход   Рахимкулихана   в   Хорасан   описан   еще   и   в
работе   Эш   Мурада   Ахунда   «Хурасан   фатхи   тарихи»,   однако   среди
участников   Агахи   называет   имена,   которые   не   упоминаются   у   первого
автора.   Далее   Мухаммад   Риза   направление   войск   в   область   расселения
афганского   племени   джемшидов   объясняет   как   ответ   на   их   просьбу   о
помощи. Он пишет, что принц даже отменил поход в Иран, чтобы переселить
джемшидов из Хорасана в Хорезм .
          Чтобы   понять   все   особенности   произведения,   нужно   вспомнить
политическую обстановку того времени, условия, в которых жил его автор. К
концу   XVIII-   началу   XIX   века   в   Центральной   Азии   появились   три
государства,   которые   управлялись   узбекскими   династиями:   Мангытами   в
Бухаре,   Конгратами   в   Хиве   и   Мингами   в   Коканде.   Основатели   их   не
являлись по происхождению Чингизидами, а значит, согласно сложившимся
традициям   не   обладали   бесспорным   правом   на   престол.   Поэтому   они
разными способами стремились легитимировать свою власть. К достижению
этой   цели   в   зависимости   от   региона,   этнической   и   политической   ситуации
могли быть привлечены соседи.
7
 Агахи. Рияз уд-давла // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/II. – 142 лл.
6            Некоторые переводы выполнялись без прямого указания кого-нибудь из
правителей,   по   инициативе   сановников.   Это   говорит   о   том,   что   в   самом
обществе,   по   крайней   мере,   среди   элиты,   была   потребность   в   «узнавании
истории», особенно мусульманских стран. Подтверждением служит тот факт,
что   эта   тенденция   получила   признание   во   дворцах   правителей.   К   примеру,
переводные   издания   читались   на   собраниях   ханской   свиты,   представители
династии   регулярно   устраивали   религиозные   диспуты   и   литературные
встречи, на которых обсуждались, в частности,  исторические сочинения как
местных   современников,   так   и   авторов   других   народов   и   прошедших   эпох.
По   приблизительным   данным,   в   эпоху   Конгратов   было   переведено   120
сочинений 8
.   Такого   рода   «тюркизация»   прежних   историй   важна   и   в
культурологическом   аспекте.   Она   отражает   сложность   всего   процесса
становления   идеологии   при   новой   династии,   попытки   связать   ее   с
общеизвестными   историями,   а   также   сделать   их   доступными   читающей
части   населения.   В   отличие   от   своих   соседей   ученые   Хивинского   ханства
предпочитали   писать   только   на   среднеазиатском   варианте   тюрки
(чагатайский).
       Официальная историография последней династии Хорезма приобрела для
себя   сочинителя   в   лице   придворного   чиновника   Шер   Мухаммада   мираба,
творившего   под   псевдонимом   Мунис   (1778-1829).   Как   отмечает,   поэт   и
историк   Мухаммад   Юсуф   Баяни,   в   написанной   по   приказу   Элтузархана
истории хивинских ханов Мунис употреблял  различные  обороты, метафоры
и аллегории с таким изяществом и красноречием, что читающего охватывало
изумление. Элите было трудно понять Муниса.
      Далее он выражает сожаление, что Мухаммад Рахимхан поручил Мунису
переводить   «Раузат   ал-сафа»   Мирхонда   и   тем   самым   не   дал   тому
возможность   закончить   свой   собственный   труд.   Продолжение   генеалогии
этой   династии   было   написано   в   формате   хронологии   учеником   и
племянником Муниса Мухаммадом Ризой (1809-1874), который подписывал
8
 Агахи. Рияз уд-давла // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/II. – 170 лл.
7 свои произведения  псевдонимом Агахи. Интересен тот факт, что в период с
1840 по 1846 годы он закончил три сочинения по истории первых правителей
из  династии  Конгратов:   «Фирдаус   ал-икбал»,  «Рияз   ал-даула»   и  «Зубдат   ал-
таварих»,   каждое   из   которых   писал   примерно   два-три   года.   Это   говорит   о
том,   что   у   Агахи   было   достаточно   материала   и   источников   и   он   умело
воспользовался   этими   данными.   Возвращаясь   к   более   ранней   историо -
графической традиции периода Конгратов,  заметим, что никто из историков
Хивинского   ханства   не   писал   в   стиле   классической   персидской   историо -
графии, как это сумели сделать Мунис и Агахи.
          Проанализированы   сведения   и   подходы,   содержащиеся   в   сочинениях
местных историков и русской периодической печати, в источниках и отчетах
имперских   исследователей   о   периоде   правления   Кунградской   династии.
Сведения   по   истории   Хивинского   ханства   периода   Кунградской   династии
приводятся   в   основном   в   произведениях   таких   хивинских   историков,   как
Шермухаммад Мунис, Мухаммад Ризо Эрниязбек Агахи и Мухаммад Юсуф
Баяни.   Наряду   с   ними   в   ханстве   во   второй   половине   XIX   в.   и   первой
половине XX в. осуществляли свою деятельность историки Саид Хамид Тура
Камяб   («Таварих   ул-хаванин»),   Ахмеджан   Табиби   («Мажмуа   уш-шуаро»),
Бабаджан   Таррах   Азизов   («Хоразм   навозандалари»),   Хасанмурод   кары
Лаффаси   («Тазкираи   шуаро»),   Джуманияз   Ходжа   Хорезми   ал-Хиваки
(«Исфандиёр   даврининг   вокеалари»),   Абдулла   Балтаев   («Хоразм   тарихига
материаллар»),   Палваннияз   Ходжи   Юсупов   («Хотиралар»),   посвятившие
свои произведения истории Хорезмского оазиса. Однако поскольку в данном
диссертационном   исследовании   не   имеется   возможности   рассмотреть   все
вышеназванные   произведения,   диссертант   при   освещении   истории
Хивинского   ханства   периода   Кунградской   династии   сочла   целесообразным
использовать исторические сочинения Муниса, Агахи и Баяни.  Как известно,
Хивинский   правитель   Ильтузархан   поручил   Мунису   написать   историю
Хорезма.   Значение   произведения   «Фирдавс   ул-икбал»   («Райский   сад
благоденствия»),   завершенного   Агахи,   заключается   в   том,   что   оно
8 охватывает   почти   300-летнюю   (1511-1825)   историю   Хивинского   ханства,
содержит   уникальные   сведения   о   проживавших   здесь   в   этот   период   разных
этнических группах, их месте в общественно-политической жизни,  а также о
землевладении,   налогах   и   повинностях,   внутренней   и   внешней   торговле,
дипломатических отношениях. Особенно важным для нас является описание
истории   обоснования   Кунградских   родов   на   территории   Хорезма,   значение
их   роли   в   политических   событиях,   их   устремлений,   которые   привели
представителей Кунградов к власти в Хивинском ханстве 9
. При жизни Агахи
семь   раз   сменялась   власть   в   Хиве.   Агахи   написал   пять   исторических
произведений   об   исторических   событиях   в   период   их   правления.   Одним   из
них   является   «Рияз   уд-давла»   («Сады   государства»),   охватывающий   период
правления   Аллакулихана   (1825-1843).   Ценность   этого   источника
определяется   тем,   что   в   нем   широко   освещены   политические   события,
внутренняя   и   внешняя   торговля,   дипломатические   связи,   образ   жизни
населения, культура и религиозный аспект 10
. 
            Привлекает   внимание   и  сочинение   из  двух   частей   «Зубдат   ут-таварих»
(«Сливки   летописей»),   в   котором   Агахи   изложил   события   в   период
правления Рахимкулихана (1843-1846) до его смерти 11
.
     В «Джамиъ ул-вакеати султони» («Собрание султанских событий») Агахи
также   освещает   вопросы   истории   Хивинского   ханства.   Этот   источник
содержит   описание   событий   не   только   в   период   нахождения   у   власти
Мухаммад   Аминхана   (1846-1854),   но   и   Абдуллахана   (1854)   и
Кутлугмурадхана (1855) 12
.
            Как   источник   по   истории   Хивинского   ханства   особенно   ценен   и
следующий труд Агахи «Гулшани давлат» («Цветник счастья»), охвативший
события   периода   правления   Саид   Мухаммедхана   (1856-1865) 13
.   Ныне   эти
рукописи   хранятся   в   сокровищнице   Института   востоковедения   АН   РУз.   В
9
 Мунис Шермуҳаммад. Фирдавс ул-иқбол // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/I. – 258 лл.  
10
 Агахи. Рияз уд-давла // Рукопись ИВ АН РУз. – № 821/II. – 117 лл.
11
 Агахи. Зубдат ут-таворих // Рукопись ИВ АН РУз.  – № 821/III. – 50 лл.
12
 Агахи. Джаме ул-вокеати султоний // Рукопись ИВ АН РУз. – № 9786. – 310 лл.
13
 Агахи. Гулшани давлат // Рукопись ИВ АН РУз. – № 7572. – 280 лл.
9 связи с этим следует отметить ещё одно сочинение Агахи «Шохид ул-икбал»
(«Свидетельство   благополучия»),   единственный   экземпляр 14
  которого
находится в фондах Института восточных рукописей АН России, филиала в 
Санкт-Петербурге.
          «Шохид   ул-икбал»   заслуживает   особого   внимания   тем,   что   содержит   в
себе изложение событий, происходивших в Хивинском ханстве в 1865 – 1872
годы,   т.е.   в   годы   правления   Мухаммад   Рахимхана   II.   Известное   под
названием   «Летописи   Хивы»   это   сочинение   до   сих   пор   комплексно   не
исследовано, поэтому является одной из актуальных проблем, стоящих перед
исторической   наукой.   Причина   заключается   в   том,   что   содержание   этого
источника противоречило господствующей идеологии   советского строя, т.к.
хивинские ханы из династии Кунградов описывались в них не как тираны, а
как обладавшие высокими нравственными качествами мудрые правители, как
сторонники гуманистических и просветительских идей.
      После Муниса и Агахи описание истории Хорезма продолжил Мухаммад
Юсуф   Баяни.   Его   сочинения   «Шаджараи   Хоразмшахи»   («Генеалогия
Хорезмшахов»)   и   «Хоразм   тарихи»   («История   Хорезма») 15
,   стали   ценным
вкладом   в   развитие   исторической   науки.   Написанное   по   приказу
Асфандиярхана произведение «Шаджараи Хоразмшахи» охватывает историю
Хорезма   с   древнейших   времён   до   событий   1913   –   1914   гг.   По   своему
характеру это сочинение является логическим продолжением и завершением
произведений   Муниса   и   Агахи.   Последовательность   событий,   описанных   в
этом   труде,   нашла   отражение   и   в   «Хоразм   тарихи»,   написанном   Баяни   по
предложению   Палваннияза   Ходжи   Юсупова.   Однако   следует   отметить,   что
«Шаджараи   Хоразмшахи»   будучи   историческим   произведением,   по
характеру  изложения  событий  является   и литературным   трудом. А  «Хоразм
14
 Агахи. Шахид ул-икбал // Рукопись Института рукописей Санкт-Петербурга Академии наук России 
(бывший Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения АН России)  – № С 572. – 227 лл.   ∗  
Муниров Қ. Хоразмда тарихнавислик (XVII – XIX ва XX аср бошлари). – Тошкент: Ғафур Ғулом, 2002.         
–  Б. 52.
15
 Баяни. Шаджараи Хоразмшахи // Рукопись ИВ АН РУз. – № 9596. – 508 лл.; Его же. Хоразм тарихи // 
Рукопись ИВ АН РУз. – № 7421. – 91 лл.
10 тарихи»   считается   историческим   произведением,   написанным   простым
народным языком.
                   В свою очередь, сочинения Баяни отличаются лёгкостью изложения,
понятны   широкому   кругу   читателей.   Труды   же   Муниса   и   Агахи   требуют
определённой подготовки,  не каждый читатель, знающий старую  узбекскую
письменность,   сможет   их   прочесть.   В   их   произведениях   встречается
множество   слов   арабского   и   персидского   происхождения.   Именно   по   этой
причине   в   данном   разделе   диссертантом   использованы   их   сочинения,
впоследствии   изложенные   на   кириллице.   Также   были   привлечены
исследования   об   этих   произведениях,   в   том   числе   по   мере   возможности
рукописные копии сочинений местных историков. 
                    Начиная   с   XIX   в.   усилились   стремление   Российской   империи   в
завоевании   Средней   Азии,   в   том   числе   и   Хивинского   ханства.   Этим
объясняется появление целого ряда сочинений, написанных представителями
посольских   и   военных   миссий,   исследователями,   путешественниками,
чиновниками,   торговцами.   Так,   сочинения   Н.   Муравьёва   и   Г.   Данилевского
изобилуют множеством  сведений  военного, экономического,  исторического,
этнографического, культурного и торгового характера. Рассуждая о торговых
отношениях   между   Бухарой   и   Ираном,   Н.   Муравьёв   оценил   их   как   «не
имеющие   значения».   На   наш   взгляд,   эта   оценка   является   спорной,   т.к.   в
данном   конкретном   случае   не   следует   считать   «незначительными»
дипломатические   и   торговые   связи,   а   учитывать   политическую
нестабильность, препятствовавшую их развитию.
          Религиозная   толерантность,   межнациональное   согласие   в   период
Кунградской   династии   правдиво   описаны   в   сочинениях   торговца
Абросимова   и   русского   посла   Г.И.   Данилевского.   Так,   Г.И.   Данилевский
рассказывая   о   евреях,   проживавших   в   Хиве,   отмечал,   что   они,   равно   как   и
представители   других   вероисповеданий,   не   подвергаются   давлению36.
Абросимовым   описано   пребывание   в   доме   Сергея   Иванова ∗ ,   в   одной   из
11 комнат которого он увидел много икон и религиозных книг. Также он узнал,
что в этом помещении, по личному разрешению хана, собираются русские и
совершают богослужение 16
. 
      В работах российских исследователей В. Троцкого, А. Куна, К. Костенко,
Е.   Желябужского,   Ф.   Лобысевича,   М.   Терентьева   также   содержится
обширный   фактический   материал   по   истории   Хивинского   ханства.   В
частности,   востоковед   А.Л.   Кун   составляя   отчёт   о   своей   поездке,   описал
численность   народов,   проживающих   на   территории   ханства,   их   основные
занятия,  а также  подробный  перечень материальных и духовных  ценностей,
вывезенных   царскими   войсками 17
.   При   этом   автор   не   выразил   своего
отношения к происходящему.
            Одним   из   важнейших   аспектов   экономической   жизни   Хивинского
ханства   было   орошение.   Именно   этим   объясняется   интерес   к   истории
ирригации   края,   который   нашёл   отражение   в   работах   М.Н.   Иванина,   О.
Шкапского, В.В. Бартольда. Сведения о культурной жизни, образовательном
уровне   населения   присутствуют   в   исследованиях   Н.И.   Веселовского,   А.Н.
Самойловича   и   В.В.   Стасова 18
.   Так,   Н.И.   Веселовский   в   своём   труде   собрав
сведения,   полученные   от   путешественников,   представителей   военной   и
дипломатической миссий и русских пленных до 1877 г., отмечает, что после
Абулгази   сведения   о   ханстве   встречаются   только   в   произведениях   русских
исследователей 19
.   По   нашему   мнению,   Н.И.   Веселовский   не   принял   во
внимание   сочинения   Муниса   и   Агахи.   Тем   не   менее,   автор   объективно
оценивая последствия вторжения царских войск в Хиву, открыто признавал,
что   утрата   национальной   самобытности   является   для   азиатов   огромной
потерей 20
. 
16
 Абросимов. Рассказ торговца Абросимова о поездке его в Хиву. – СПб.: Ежегодник, 1873. – С. 212.
17
 Кун А.Л. Поездка по Хивинскому ханству в 1873 году // Туркестанский сборник. Т. 83. – С. 5-66.
18
 Веселовский Н.И.  Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён 
до настоящего времени. – СПб., 1877. – 364 с.; Самойлович А.Н. К изучению Хивы и Хивинского ханства.    
– М., 1909;  Стасов В.В.  Трон хивинских ханов. – СПб., 1886.
19
 Веселовский Н.И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён 
до настоящего времени. – СПб., 1877. – С. 157.
20
 См. Там же.  
12             Однако   подобная   объективность   являлась   скорее   исключением,   чем
нормой.   Немало   авторов,   в   числе   которых   были   и   русские   офицеры,
описывали   насильственное   вторжение   на   территорию   ханства   как   героизм.
Они   пытались   убедить   читателя,   что   царизм   принёс   в   Среднюю   Азию
«цивилизацию».   Это   можно   наблюдать   в   работах   таких   авторов,   как
М.Н.   Иванин,   Д.И.   Колокольцев,   Н.И.   Гродеков,   В.А.   Гиршфельд,   М.Н.
Галкин, А.И. Добросмыслов, А. Шиле, И. Лобачевский 21
.
          Из  вышесказанного  можно  сделать  вывод   о  том,  что  хотя   исследования
русский ученых в XIX в. осуществлялись в основном, в интересах империи, в
них   содержатся   богатейшие   статистические   сведения   о
социальноэкономической,   политической   и   культурной   жизни   населения
ханства.
     В произведениях местных авторов сведения, касающиеся разных аспектов
общественной   жизни,   приводятся   бессистемно,   но   в   хронологическом
порядке.   Вместе   с   тем,   эти   историки   были   вынуждены   интерпретировать
историческую   действительность   в   соответствии   с   интересами   правящих
кругов.   Однако   они   в   меру   своих   возможностей   стремились   объективно
освещать   события.   Именно   поэтому   сочинения   местных   авторов   являются
основными   источниками   по   истории   Хивинского   ханства   периода
Кунградской династии и продолжают сохранять научное значение до наших
дней.
Глава II. Освещение истории Хивинского ханства в советской и
зарубежной историографии
II.1. -  §   История освешение историии Хивинского ханство в советской
источниках
          В   первой   половине   XX   в.   исследователями   советского   периода
опубликовано   множество   работ   и   научных   статей   по   истории   Хивинского
ханства   на   основе   источников   и   архивных   материалов.   Академиком
В.В.   Бартольдом   и   исследователем   П.П.   Ивановым   кропотливо   изучены
21
 Иванин М.Н. Хива и река Аму-Дарья, с картой и рисунками. – СПб.: Общ. польза, 1873. – 64 с.;
13 сочинения местных авторов и на их основе написан целый ряд произведений
по истории Средней Азии, в частности, по истории Хивинского ханства 22
.
            Значительным   событием   в   исторической   науке   явилось   то,   что   П.П.
Иванову   удалось   обнаружить   и   изучить   архив   Хивинских   ханов   XIX   в.
Результаты   исследования   были   опубликованы   в   1940   г.   Представив   в   книге
описание   документов,   П.П.   Иванов   охарактеризовал   ту   среду   и   условия,   в
которых   они   создавались 23
.   Это   работа   автора   является   фундаментальным
трудом,   ставшим   первым   серьёзным   шагом   в   изучении   архива   Хивинских
ханов и может служить первоисточником при проведении множества новых
изысканий. 
     В середине XX в. были широко развёрнуты работы по археологическому и
этнографическому   изучению   исторических   памятников   Хорезмского   оазиса,
в   котором   особое   значение   имела   деятельность   экспедиции   под
руководством  С.П. Толстого 24
. В его исследованиях содержатся  сведения  по
истории Хорезма начиная с V-го тыс. до н.э. до 70-х годов XX в.  
          Начиная   с  50-х  гг.  XX   в.  в  исторической   литературе  прочно  закрепился
постулат,   суть   которого   гласил:   «Присоединение   Средней   Азии   к   России
являлось   прогрессивным   фактом».   Историки   практически   отказавшись   от
термина   «завоевание»,   начали   применять   понятие   «присоединение»   и   даже
«добровольное   присоединение» 25
.   Вместе   с   тем   был   нарушен   принцип
объективного   освещения   истории:   мародёрство,   уничтожение   местного
населения,   хищническая   колониальная   политика,   сопровождавшие
«добровольное   вхождение»,   замалчивались   или   оправдывались.   Так,   в
«Истории народов Узбекистана» 1947 г. и  1971 г. издания говорилось о том,
что   русская   армия   вошла   в   Хиву,   не   встретив   серьёзного   сопротивления.   А
между   тем,   нигде   не   упоминалось,   что   на   подступах   к   Хиве   и   в   хивинской
22
 Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. – Л., 1927. – С. 113; Иванов П.П.
23
 Иванов П.П. Архив Хивинских ханов  XIX в. / Исследование и описание документов с историческим 
введением // Новые источники для истории Средней Азии. – Л.: Издание Государственной Публичной 
библиотеки, 1940. – 287 с.
24
 Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологических исследований. – М.: МГУ, 1948. – 352 с.;.
25
 Мамажанов М. Некоторые изменения в социально-экономической жизни народов Хивинского ханства в 
период с 1873 по 1920 г..
14 крепости русским было оказано ожесточённое сопротивление, а в Мангыте и
Хазораспе захватчики учинили настоящую резню.  
      Огромным вкладом в изучение истории Хивинского ханства стали работы
М.Ю. Юлдашева, написанные на основе источников и архивных документов.
В одной из своих работ автор отмечал, что произведение Баяни обширностью
фактических   документов   и   последовательностью   изложения   событий
обладает большой ценностью, чем многотомные рукописи Муниса и Агахи 26
.
Учёным   были   глубоко   и   всесторонне   изучены   сочинения   местных   авторов.
Продолжая   исследования   П.П.   Иванова ∗ ,   М.Ю.   Юлдашев   представил
научной общественности обнаруженные им документы из архива Хивинских
ханов 27
.   Словом,   отныне   история   Хивинского   ханства   периода   Кунградской
династии   уже   не   изучалась   лишь   по   свидетельствам   и   воспоминаниям
послов, путешественников и заезжих купцов, а благодаря материалам архива
хивинских   ханов   исследователи   обрели   возможность   путём   сравнительного
анализа познать исторические процессы того времени.
         В работах Б.В. Лунина представлен историографический анализ истории
среднеазиатских   ханств   в   русском   востоковедении,   приводятся   подробные
библиографические сведения и результаты исследований специалистов 28
. Эти
работы   учёного   посвящены   историографии   ханства   доколониального,
колониального и советского периодов.
     В процессе изучения историографии советского периода становится ясно,
что   основное   внимание   уделялось   таким   аспектам,   как   система   орошения   и
земледельческая   культура 29
,   архитектурные   памятники   Хорезма 30
,   история
прикладного искусства.  
          Весьма   противоречивую   информацию   в   советской   историографии
получило   джадидское   движение   в   Хорезмском   оазисе.   Движение
26
 См: Йўлдошев М.Й. Хива хонлигида феодал ер эгалиги ва давлат тузилиши. – Тошкент: Ўздавнашр, 1959
27
 Йўлдошев М.Й. XIX аср Хива давлат ҳужжатлари. – Тошкент: Фан, 1960.  Т. II. – 404 б.
28
 Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. – Ташкент: Наука, 1965.         –
408 с.;.
29
 Аминов А.М.  Экономическое развитие Средней Азии (колониальный период). – Ташкент: Уздавнашр, 
1959. – 297 с.
30
 Гулямов Я.Г. Памятники города Хивы. – Ташкент: АН УзССР, 1941. – 44 с.
15 младохивинцев   получило   оценку   не   как   прогрессивное
общественнополитическое   движение   с   конкретными   целями,   а   как   узкое
буржуазнонационалистическое   движение,   служившее   интересам
определённых классов и групп 31
.  
            По   разному   толковалось   и   восстание   1916   г.   в   Хивинском   ханстве   –
выступление туркменских племен против ханства во главе с Джунаид-ханом.
Так,   П.Ф.   Алексеенков,   характеризуя   его   как   национально-освободительное
движение   узбеков   и   туркмен,   отмечал,   что   они   объединили   свои   силы   для
борьбы   с   российским   империализмом,   являющимся   их   общим   врагом 32
.
Поскольку  в   20-е   –   начале   30-х   годов   XX   в.  идеологическое   давление   было
относительно   слабым,   исследователь   оценил   это   движение   как
национальноосвободительное.   Однако   автор   не   указывал,   что   данное
гражданское   противостояние   было   направлено   и   против   ханской   тирании,
что   предполагало   необходимость   внести   ясность   на   основе   исторических
аргументов. 
II.2. -  § История освещение истории Хивинского ханство в зарубежных
источниках
            По   мнению   исследователей   Г.   Непесова   и   А.   Садыкова,   восстание
состояло   из   двух   этапов,   первый   из   которых   они   охарактеризовали   как
прогрессивное   и   позитивное   событие,   а   второй   –   «реакционное» 33
.   Этой
позиции   придерживается   и   И.В.   Погорельский 34
.   В   1950   –   1960-х   гг.   любое
народное   движение,   в   котором   были   замешаны   интересы   имущих   классов
или   религиозных   кругов,   считалось   «реакционным».   Поскольку   среди
31
 История Хорезма. С древнейших времён до наших дней. – Ташкент: Фан, 1976. – С. 161; Ҳамдамов Х. 
Хива хонлигининг ағдарилиши ва Хоразм Совет халқ республикасининг тузилиши. – Тошкент: Ўздавнашр, 
1960. – 180 б.
32
 Алексеенков П. 1916-йилда бўлган Хива қўзғолони. – Тошкент: Ўздавнашр, 1931. – 65 б.
33
 Непесов Г. Из истории Хорезмской революции. – Ташкент: Госиздат, 1962. – С. 63; Садыков А.С. Россия и
Хива в конце XIX – начале XX века. – Ташкент: Наука, 1972. – С. 174-175.
34
 Погорельский И.В. История Хивинской революции и Хорезмской Народной советской республики. – Л., 
1984. – С. 50
16 организаторов   восстания   были   хаким,   сановники,   религиозные   деятели   и
лидеры туркмен, то это противостояние не могло получить иной оценки.
            Т.Г.   Тухтаметов   подвергнув   критике   их   точку   зрения,   назвал   события
1916 г. «борьбой за власть между двумя феодальными группами» 35
.   
      Сведения по истории Хивинского ханства периода Кунградской династии
нашли   отражение   и   в   произведениях   зарубежных   исследователей.   Так   как
начиная с 50-х гг. XIX в. между Россией и Англией усилилась политическая
борьба   за   установление   господства   в   Средней   Азии,   возросло   внимание   к
Хиве и Бухаре европейских, американских дипломатов и путешественников,
что повлекло за собой появление целого ряда работ зарубежных (английских,
немецких, французских, венгерских и американских66) исследователей. Хотя
в   этих   исследованиях   охвачен   широкий   спектр   вопросов,   в   основном   в   них
освещена социальноэкономическая и политическая обстановка в крае.  
            Во   второй   половине   XIX   в.   зарубежных   исследователей   весьма
интересовали вопросы рабовладения и работорговли в Хивинском ханстве.
Если   А.   Вамбери   утверждал,   что   в   ханстве   было   свыше   80000   рабов 36
,   то
англичане  Чарльз Марвин и Джеймс Эббот  насчитывали их более  42000, из
которых   30000   –   иранцы,   12000   –   гератцы,   а   остальные   –   русские   пленные.
Сведения по этому вопросу встречаются позднее и у М. Холдсворта. В своей
работе   автор   приводит   воспоминания   о   празднике   рабов   иранского   посла
Ризакули, побывавшего в Хиве в 1851 г.
            В   своих   работах   английские   авторы   Г.   Роулинсон,   Д.Ч.   Боулгер,   Ч.
Марвин,   Л.Н.   Курсон   утверждают,   что   Англия   не   собиралась   завоевывать
среднеазиатские   ханства,   в   том   числе   и   Хивинское   ханство,   а   стремилась
защитить   свои   владения,   т.е.   Индию   и   Афганистан.   Однако   эти   сентенции
малоубедительны,   поскольку   английское   правительство   издавна   проявляло
интерес   к   Средней   Азии   и   направляло   в   этот   регион   посольства,
35
 Тухтаметов Т.Г. Россия и Хива в конце XIX – начале XX века. – М.: Наука, 1969. – С. 92.
36
 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. – М., 1867. – С. 200-201.
17 исследователей   и   разведчиков.   Сведения   об   этом   присутствуют   в   работах
Дж. Вольфа, Ф. Фишера, Дж. Эббота
      Вторжение   России   в   Хивинское   ханство   отражено   в   работе   А.Я.   Мак
Гахана   в   конце   XIX   в.,   а   позднее,   уже   60-х   гг.   XX   в.   в   сообщениях   таких
зарубежных историков и военных, как Л. Кредер, С. Беккер, Р. Пирс 37
 и др. 
Со второй половины XIX в. историография США и Англии по этой проблеме
обогатилась   новыми   сведениями,   благодаря   переводу   на   английский   язык
трудов А.Б. Черкасского, Я.Б. Ханыкова, М.Н. Муравьёва, В. Перовского, Н.
Игнатьева и др. Вместе с тем перевод с английского на турецкий язык книги
А.Я. Мак Гахана сделал её доступной для тюркоязычных читателей.
По   мнению   А.   Масалиевой,   до   середины   XX   в.   в   Англии   и   США   не
существовало   научно-исследовательских   центров,   специализирующихся   на
изучении   истории   Средней   Азии.   Материалы   о   ней   публиковались   в
журналах   Королевского   азиатского   общества   Великобритании   и   Ирландии,
Королевского   общества   по   изучению   Средней   Азии,   общества   «Исламское
обозрение», общества американских востоковедов 38
.    
          После   Второй   мировой   войны   в   Англии   и   США   активизировалась
деятельность   специальных   научно-исследовательских   центров,
занимающиеся   изучением   истории   Средней   Азии.   Основное   внимание   в   их
деятельности   было   направлено   на   изучение   истории,   географии,
просвещения,   языка,   этнографии,   обрядов   и   обычаев   тюркских   народов.
Также   следует   отметить,   что   при   университетах   Индианы   (США),
Вашингтона   (США),   Манчестера   (Великобритания)   были   организованы
отделения по изучению истории тюркских народов 39
.
      В 1964 г. была опубликована работа американского учёного  Э. Оллворта
«Узбекская   литературная   политика»,   в   которой   представлен   анализ
художественно-исторических   произведений   хивинского   историка   Агахи.
37
 Масалиева О.  XIX  аср инглиз-америка тарихшунослигида Бухоро, Хива ва Қўқон хонликлари тарихи: 
Тарих фан. номз. … дисс. – Тошкент, 1999. – Б. 96
38
 Масалиева О.  XIX  аср инглиз-америка тарихшунослигида Бухоро, Хива ва Қўқон хонликлари тарихи.: 
Тарих фан. номз. … дисс. – Тошкент, 1999. – Б. 16-17
39
  Там   же .  –  Б . 22-23.
18 Тема   завоевания   Бухарского   и   Хивинского   ханств   широко   освещена   в
исследовании Б. Сеймура. А объектами исследования зарубежных авторов  Р.
Гинка,   К.   Комбаса,   Ю.   Гольдштейна   стали   культурная   жизнь   Хивинского
ханства, состояние архитектурных памятников и т.д. 40
      Неоценимый вклад в изучение источников по истории Хивинского 
ханства внёс Ю. Брегель. Издание критического текста «Фирдавс ул-икбал» 
Муниса и Агахи 41
  значительно обогатило историографию истории ханства. 
Этот труд был переведен на английский язык в 1999 г. и стал доступным для 
изучения зарубежными исследователями
             Много интересных сведений о переселившихся в Хивинское ханство в
1882 г. немецких меннонитах, их жизни, отношениях с местным населением,
их   вкладе   в   экономику   края   можно   почерпнуть   из   работы   Ричарда   Белка 42
.
Описывая   религиозную   толерантность   и   межнациональное   согласие,
царившие   в   ханстве,   автор   представляет   перечень   источников   по   этому
вопросу 43
.
       Анализ изучения истории Хивинского ханства в советской и зарубежной
историографии показывает, что в советский период осуществлялась активная
деятельность   в   сфере   изучения   архивных   документов,   археологических
исследований,   письменных   источников.   Хотя     в   этот   период   исторические
события   освещались   с   классовой   и   партийной   позиций,   а   также   сквозь
призму   коммунистической   идеологии,   были   основательно   изучены   такие
аспекты, как общественно-экономическое состояние ханства, землевладение,
земледелие,   ирригация,   архитектурные   памятники   и   прикладное   искусство.
Здесь   же   следует   отметить,   что   остались   недостаточно   изученными
состояние   культуры,   торговли,   градостроительства,   а   также,   в   силу
политических причин, история государственности Хивинского ханства.  
40
 Gink R., Combos K. The pearls of  O‘zbekistan: Bukhara, Samarkand and Khiva. – Budapest, 1974; Goldenstein 
Y. Samarkand-Boukhara-Chakrisabz-Khiva. – Paris, 1995.
41
 Munis Sh. M.M. Firdaws al-iqbal: History of Khorezm / Edited by Yury Bregel / E.J. Brill. – Leiden-New 
YorkKobenhain-Koln, 1988. – 1280 p. ( с   вводной   частью   в  60  стр .).
42
 Belk Fred Richard. „The Great Trek“ of the Russian Mennonites to Central Asia 1880-1884. – Kanzas, 2001.        
– 225 p.
43
 Там же. – С. 170
19             В   трудах   зарубежных   авторов   XIX   в.   огромное   внимание   уделено
территориальному   расположению,   политическому   состоянию,   военному
могуществу Хивинского ханства, тогда как вопросы культуры, образа жизни
населения   изучены   сравнительно   меньше.   Однако   начиная   с   50-х   гг.   XX   в.
зарубежная   историография   начала   пополняться   исследованиями,   объектами
изучения   которых   стали   история   ханства   и   народов,   проживавших   в   нём,
административная   система,   культура,   архитектурные   памятники,
документальный   материал   и   источники.   Но   в   большинстве   из   них
представлена   общая   история   Средней   Азии,   отдельно   же   история   ханств
изучена слабо.
I I .3. -  § Развитие исторической науки в годы независимости
С первых лет периода независимости вышел в свет ряд сборников, в которых
были представлены работы в области изучения истории Хивинского ханства.
Так,   в   фундаментальные   издания   «История   Узбекистана»   и   «История
народов   Узбекистана»   вошли   результаты   исследований,   посвященных
истории   среднеазиатских   ханств,   в   том   числе   и   политической,   социально-
экономической и культурной жизни Хивинского ханства 44
.
      В двухтомном издании «История Хорезма» получили освещение история
оазиса,   система   административного   устройства,   политическое,   социально-
экономическое   состояние,   образ   жизни   и   культура,   отношения   России   и
Хивы,   превращение   ханства   в   российский   протекторат,   «младохивинцы»   и
национально-освободительные движения 45
.  
          Авторы   книги   «Очерки   истории   государственности   Узбекистана»
представили   богатый   материал   по   истории   государственности   с   древних
времён до  XIX  –  XX  вв 46
. В книгу вошли исследования Р. Мукминовой и   Г.
44
 История Узбекистана (XVI – первая половина XIX века) / Редкол.: А.А. Аскаров и др. – Ташкент: Фан, 
1993. Т. III. – С. 267-273; История народов Узбекистана / Редкол.: А.А. Аскаров и др. – Ташкент: Фан, 1993. 
Т. II.  – С. 102-103.
45
 Хоразм тарихи.  – Урганч: Хоразм, 1997. 1-жилд. – 418 б.; 2-жилд. – 298 б.
46
 Ўзбекистон давлатчилиги тарихи очерклари / Масъул муҳаррирлар: Д.А. Алимова, Э.В. Ртвеладзе.              
– Тошкент: Шарқ, 2001. – 224 б.
20 Агзамовой   по   истории   Хивинского   ханства,   Д.   Алимовой   –   по   истории
джадидского   движения,   в   том   числе   воззрения   хивинских   джадидов   на
государственность,   К.   Раджабова   –   о   демократических   формах
государственности в Бухарской и Хорезмской народных республиках и т.д. 47
Собран   и   систематизирован   значительный   материал   о   степени   развития
социально-экономических   отношений   в   Хивинском   ханстве,   с   которым
можно   ознакомиться   в   работах   С.   Наврузова,   М.   Маткаримова,   Х.   Зияева,
А.   Абдурасулова,   И.   Джаббарова,   М.   Матниязова,   А.   Сатлыкова,   М.
Махмудова,  Г. Ахмеджанова,  А.  Кошчанова,  Н.  Палванова 48
  и  диссертациях
других авторов.  
            В   связи   с   2500-летием   Хивы   были   опубликованы   материалы
научнотеоретической   конференции,   тезисы   международного   симпозиума.   В
этих   сборниках   получили   освещение   и   новые   сведения   по   истории   Хивы
периода Кунградской династии.
            События,   происходившие   в   политической,   социально-экономической   и
культурной   жизни   Хивинского   ханства   в   XIX   в.,   нашли   отражение   в
воспоминаниях,   дневниках   и   отчётах   зарубежных   дипломатов.   Так,
впечатления   от   поездки   в   Хорезм,   описанные   в   путевых   записях   иранских
послов   Мухаммада   Алихан   Гафура   и   Ризакулихана   Хидаята,   вышли   в   свет
под   редакцией   Ш.   Вахидова   в   2009   г. 49
  Это   позволит   проследить   не   только
историю   взаимоотношений   между   Хивинским   ханством   и   Ираном,   но   и
всесторонне   изучить   политические   события,   развитие   науки,   состояние
государственного   устройства,   военный   потенциал,   виды   налогов,   образ
жизни народа и природу края.
         В годы независимости был опубликован ряд исследований, освещающих
культурную   обстановку   в   Хивинском   ханстве   в   период   правления
47
 Мукминова Р., Агзамова Г. Хива хонлиги // Ўзбекистон давлатчилиги тарихи очерклари… – Б. 109-112; 3
48
 Наврузов С. Система орошения Хивинского ханства в освещении дореволюционной исторической 
литературы // Общественные науки в Узбекистане. – Ташкент, 1992. – № 11-12. – С. 50-53б
49
 Муҳаммад Алихон Ғафур. Хоразм сафари кундалиги (Муҳаммадшоҳ Қожор ва Оллоқулихон ўртасидаги 
дипломатик алоқалар тарихидан. 1842 йил). Ризоқулихон Ҳидоят. Сафарномайи Хоразм (Носириддиншоҳ ва
Муҳаммад Аминхон ўртасидаги дипломатик алоқалар тарихидан. 1851 йил) // Масъул муҳаррир Ш. 
Воҳидов. – Тошкент: Янги аср авлоди, 2009. – 236 б.
21 Кунградской   династии.   Среди   них   следует   назвать   работы   Д.   Рахима,
Ш.   Матрасула,   К.   Худойберганова,   А.   Абдурасулова,   М.   Матниязова,
А.   Сатлыкова,   Д.   Бабаджанова,   М.   Абдурасулова,   а   также   диссертационные
исследования О. Муталова, Ф. Эрназарова, М. Матякубовой и статьи других
исследователей.
      Изучение культурной жизни ханства повлекло за собой ряд исследований
в   области   источниковедения.   Материальную   базу   изучения   данного   аспекта
составили опубликованные источники, среди которых основными считаются
«Шаджараи   Хоразмшахи»   Мухаммада   Юсуфа   Баяни 50
,   «Тазкираи   шуара»
Хасанкари   Лаффаси,   «Хоразм   навозандалари»   Бабаджана   Таррох-Ходима,
«Ёш   хиваликлар   тарихи»   Палваннияза   Ходжи   Юсупова,   «Таварих   ул-
хаванин»   Сайида   Хамид   тура   Камяба 51
,   «Зубдат   уттаварих»   и   «Шахид   ул-
икбал»   Агахи.   Бесспорный   интерес   в   этом   контексте   представляют
исследования   Д.   Рахима,   Ш.   Матрасула,   А.   Саъдуллаева,   А.   Сатлыкова,   О.
Абдуллаева,   А.   Сафоева,   А.   Эркинова,   Н.   Палванова,   Х.   Аминова,
осветивших   жизнь   и   деятельность,   вклад   в   культурную   жизнь   Хивы   таких
выдающихся личностей, как Феруз, Комил Хорезми, Сайид Исламходжа.
      Таким образом, следует сказать, что в годы независимости учёные обрели
возможность   объективного   изучения   истории   узбекского   народа.   Были
критически  осмыслены  подходы   и  научные   взгляды   прошлых  лет,  возникла
необходимость   осуществить   сравнительный   анализ   положительных
результатов,   архивных   документов,   рукописей,   имеющих   отношение   к
исследуемой   проблеме.   Кроме   того,   исследователями   проведена
значительная   работа   в   области   источниковедения,   в   процессе   изучения
находятся источники и документы, которые позволят восполнить пробелы в
истории   Хивинского   ханства.   В   связи   с   этим   представляется   насущным   и
комплексный анализ историографии ханства исследуемого периода.
50
 Баёний Муҳаммад Юсуф. Шажарайи Хоразмшоҳий // Мерос тўплами. – Тошкент: Камалак, 1991. – 88 б.
51
 Сайид Ҳомид тўра Комёб. Таворих ул-хавонин / Нашрга тайёрловчилар Норқулов Н., Жўраев Ж., Тоғаев 
Т.  – Тошкент: Академия, 2002. – 116 б.
22 Заключение
            В   заключении   диссертации   подведены   основные   итоги   исследования,
сделаны обобщающие выводы, главные из которых сводятся к следующему:
     1. Исторические произведения местных авторов дают возможность глубже
переосмыслить   происходившие   в   ханстве   политические,
социальноэкономические   процессы,   узнать   образ   жизни   и   культуру   народа,
выявить его стремления к сохранению самобытности в условиях российского
господства.   Однако   в   силу   объективных   и   субъективных   причин   эти
сочинения   не   лишены   определённых   недостатков.   В   частности,   в   них
содержится одобрение ханской политики захвата земельно-водных владений
и   богатств   соседних   народов,   подвергается   критике   их   борьба   за   свободу   и
23 независимость.   Это   объясняется   тем,   что   деятельность   авторов   была
неразрывно   связана   с   административной   политикой   ханов.   Тем   не   менее,   в
процессе изучения источников мы наблюдаем, что местные историки в меру
своих возможностей пытались объективно освещать события. В этом можно
убедиться читая сочинения Агахи, беспристрастно описавшего деятельность
ханов в сфере государственного управления, а также в произведениях Баяни,
смело   выражавшего   свое   отношение   к   событиям   в   условиях   превращения
ханства   в   колониальное   владение   Российской   империи.     Порой
непоследовательное изложение авторами сведений и фактов в определённой
степени затрудняют работу исследователей. Тем не менее, эти исторические
произведения   являются   важнейшими   источниками   и   продолжают   сохранять
своё   значение   в   процессе   объективного   научного   изучения   истории
Хивинского   ханства.   Отсутствие   связей   между   описываемыми   событиями
объясняется   тем,   что   записи   велись   в   хронологическом   порядке   по   приказу
правителей.   2.   Начиная   с   XIX   в.   в   связи     со   стремлением   России   завоевать
Хивинское   ханство,   в   край   начали   прибывать   исследователи,   послы   и
военные.   В   результате   этого   появились   труды,   освещающие   жизнь   оазиса.
Хотя они создавались в интересах Российской империи, содержащийся в них
богатый   статистический   материал   об   административно-территориальном
расположении   ханства,   системе   государственного   управления,   сельском
хозяйстве,   ремесленничестве,   торговых   отношениях,   образе   жизни   и
культуре,   увеличивает   значимость   и   ценность   этих   работ.     Если   некоторые
российские   исследователи   и   военные   пытаясь   оправдать   насильственные
действия   при   завоевании   ханства,   придавали   им   героический   характер,   то   в
работах   других   авторов   присутствует   сочувствие   к   местному   населению   и
стремление   разоблачить   колониальную   политику   царизма.   В   целом,   в
процессе   исследования   стало   ясно,   что   в   политике   России   в   Туркестане,   в
частности   в   Хивинском   ханстве   в   50   –   70-х   гг.   XIX   в.   преобладали
политические   мотивы,   а   в   90-е   годы   на   первый   план   были   выдвинуты
экономические   задачи.   Это   объясняется   тем,   что   в   начальный   период
24 колонизации   Россия   стремилась   укрепить   свой   политический   статус   среди
могущественных держав мира, тогда как позднее она вплотную приступила к
экономической   эксплуатации   ханств.   3.   В   советский   период   широко
изучались   архивные   документы   и   письменные   источники,   проводились
археологические и этнографические изыскания в крае. 
              Несмотря   на   то,   что   в   этот   период   отмечается   излишняя
идеологизированность   исследований   и   классовый   подход,   вопросы
социально-экономического   состояния   ханства,   ирригации,   землевладения   и
землепользования,   вопросы   изучения   архитектурных   памятников   и
прикладного   искусства   рассмотрены   наиболее   полно.   Однако   недостаточно
изученными   остаются   вопросы   культуры,   торговли,   градостроительства,   а
история государственности  ханства в силу политических  причин не изучена
вовсе.   Так   как   на   территории   бывшего   СССР   государственность   считалась
единой,   история   государств   и   национальная   принадлежность   освещались
абстрактно.   Систематическое изучение и концептуальная переоценка общих
особенностей истории Хивинского ханства в период Кунградской династии в
советское   время   показали,   что   в   20-е   –   начале   30-х   годов   XX   в.
идеологическое давление не было всеобьемлющим, поэтому историки имели
возможность описывать события на основе реальных фактов.
 Именно поэтому в исторической науке присоединение нерусских народов, в
том   числе   Хивинского   ханства   к   России   поначалу   считалось   «абсолютным
злом», а позднее в связи с политизацией истории стала внедряться концепция
«присоединение – наименьшее зло». 
            В   начале   50-х   гг.   в   связи   с   коньюктурным   подходом   к   исследованию
проблем истории происходит утверждение ложного постулата, суть которого
выражалась   следующим   образом:   «несмотря   на   колонизаторскую   сущность
царизма   присоединение   нерусских   народов,   в   частности   Средней   Азии   к
России являлось прогрессивным фактом». Ученые-историки все чаще начали
употреблять   термины   «присоединение»,   «добровольное   присоединение».     С
60-х   до   первой   половины   80-х   гг.   расширяются   проблемные   рамки
25 исследований,   в   которых   находят   отражение   многие   аспекты
социальноэкономической,   политической   жизни   Хивинского   ханства.
Начиная   со   второй   половины   80-х   гг.   в   связи   с   политикой   «перестройки»
разваливается   «установочный»   принцип   и   восстанавливаются   принципы
историзма в научных исследованиях. 
В   этот   период   состоялся   ряд   республиканских   и   международных
конференций,   в   ходе   которых   было   усилено   внимание   к   таким   актуальным
проблемам   истории,   как   завоевание   Российской   империей   Средней   Азии,   в
том   числе   и   Хивинского   ханства,   история   государственности,   сущность   и
особенности колониальной и советской систем администрирования и т.д.    В
советской   историографии   движение   младохивинцев   в   Хивинском   ханстве
подвергалось критическим нападкам. Оно оценивалось не как прогрессивное
общественно-экономическое   движение   с   конкретными   целями,   а   в   качестве
узкого   движения   буржуазных   националистов,   служащего   интересам
определённых   классов   и   группировок.     Хивинское   восстание   1916   г.   также
являлось   объектом   противоречивых   мнений.   В   1930   г.   это   восстание
называлось   «национально-освободительным   движением   против   российского
империализма», а в 1950 – 1960-е гг. оно рассматривалось в виде отдельных
двух   этапов,   первый   из   которых   получил   положительную   оценку,   а   второй
был   назван   реакционным.   Т.Г.   Тухтаметов,   критикуя   эти   противоречащие
друг другу  мнения, охарактеризовал  его как «борьба за власть между двумя
феодальными   группами».   4.   В   работах   зарубежных   исследователей   XIX   в.
основной   акцент   сделан   на   географическое   положение,   политическую
обстановку  и военный  потенциал  Хивинского  ханства,  тогда  как культура и
образ   жизни   народа   оставались   недостаточно   изученными.   Вместе   с   тем,
почти   все   зарубежные   авторы   сходятся   во   мнении,   что   Россия   завоевала
Среднюю   Азию,   в   том   числе   Хивинское   ханство,   вооруженным   путём.
Однако   следует   отметить,   что   авторы   этих   работ   сами   являются
приверженцами колониальных традиций. С начала  XX  в. до Второй мировой
войны   в   Европе   и   США   было   крайне   мало   исследовательских   центров,
26 занимающихся   Средней   Азией.   С   середины   50-х   гг.   XX   в.   до   наших   дней
значительно   увеличилось   число   таких   центров   и   расширились   границы
направлений   исследований.   Результатом   стало   множество   работ,
посвященных истории, административной системе, культуре, архитектурным
памятникам ханства, истории проживавших здесь народов, ханским ярлыкам
и   казийским   документам.   Однако   в   большинстве   из   них   излагается   общая
история  Средней  Азии,  ханства  в  отдельности   изучены  гораздо   слабее.  5.  В
годы   независимости   историческая   наука   обогатилась   значительным
комплексом научной литературы, освещающей историю Хивинского ханства
периода   Кунградской   династии.   Вышли   в   свет   основанные   на
первоисточниках   и   архивных   материалах   книги,   брошюры   и   статьи,
защищены   диссертационные   исследования.   В   них   прослеживаются
происходившие   в   ханстве   политические   процессы,   осуществлявшиеся
реформы,   изучено   состояние   культуры,   ремесленничества,   внутренней   и
внешней   торговли,   дипломатических   отношений   с   зарубежными   странами,
градостроительства   и   история   государственности.   Однако   до   настоящего
времени   не   было   осуществлено   обобщающего   исследования   по
историографии ханства.
Список использованных источников и литературы
          1.   Маткаримова   С.   Хива   хонлигида   илм-маърифат   тараққиёти   //
Мустақиллик   йилларида   ўлка   тарихини   янгича   ўрганишнинг   долзарб
муаммолари.   Доц.   Қ.   Собиров   таваллудининг   60   йиллигига   бағишланган
илмий конференция материаллари тўплами. – Тошкент, 2007. – Б. 57-60.  
         2. Маткаримова С., Отажонов Р. Огаҳий – XIX аср машҳур тарихчиси //
Огахий олами (3-китоб). – Урганч, 2008. – Б. 12-16.  
          3.   Маткаримова   С.   Я.Ғ.   Ғуломовнинг   «Хоразмнинг   суғорилиш   тарихи
(қадимги   замонлардан   ҳозиргача)»   асари   Хоразм   суғорилиш   тарихини
27 ўрганишда   асосий   манба   сифатида   //   Илм   сарчашмалари.   –   Урганч,   2008.
– № 3. – Б. 29-31.  
        4.   Маткаримова   С.   XIX   аср   охири   –   XX   аср   бошларида   Хива   хонлигида
ўтказилган пул ислоҳотлари тўғрисида // Илм сарчашмалари. – Урганч, 2008.
– № 4. – Б. 32-34.  
       5. Маткаримова С.   XIX   асрда Хива хонлигининг сиёсий муносабатларига
доир   манбалар   //   Тарихий   манбашунослик   муаммолари.   Республика   илмий-
амалий   анжумани   материаллари.   Ўзбекистон   миллий   университетининг   90
йиллигига бағишланади. – Тошкент, 2008. – Б. 146-148.
     6. Маткаримова С., Маткаримова Н. Хива хонлигида ижтимоийиқтисодий
ва   этномаданий   муносабатлар   жараёнини   ўрганишда   Огаҳий   асарлари
тарихий   манба   сифатида   (Х I Х   асрнинг   биринчи   ва   иккинчи   ярми)   //   Илм
сарчашмалари. – Урганч, 2009. – № 2. – Б. 36-38. 
          7.   Маткаримова   С.   Х I Х  –   ХХ   аср  бошида   Хива   хонлигида   янги   усул   ва
жадид   мактабларининг     фаолияти   //   Ўзбекистон   тарихининг   долзарб
масалалари:   асосий   йўналишлари   ва   ёндашувлар.   Республика   ёш
олимларининг   биринчи   илмий     конференцияси   материаллар   тўплами.
Тошкент шаҳрининг 2200 йиллик юбилейига бағишланади. – Тошкент, 2009.
– Б. 283-288.  
        8.   Маткаримова   С.   Хива   хонлигида   Қўнғиротлар   сулоласига   мансуб
даврида   диний   бағрикенглик   ва   миллатлараро   тотувлик   //   Жамият   ва
бошқарув. – Тошкент, 2009. – № 4. – Б. 118-119. 
        9.   Маткаримова   С.   Хива   хонлигида   тарихнавислик   мактаби   тарихидан   //
Илм сарчашмалари. – Урганч, 2010. – № 1. – Б. 20-23. 
        10.   Маткаримова   С.   Хива   шаҳридаги   тиббий   маскан   тарихидан   //   Илм
сарчашмалари. – Урганч, 2010. – № 1. – Б. 102-104.
          11.  Маткаримова   С.   XIX – XX   аср  бошига   мансуб   рус  манбаларида  Хива
хонлиги   тарихининг   ўрганилиши   //   Ўзбекистон   тарихининг   долзарб
масалалари ёш олимлар тадқиқотларида: асосий йўналишлар ва ёндашувлар.
28 Республика ёш олимларининг иккинчи илмий   конференцияси материаллари
тўплами. 2010 йил 24-25 май.   – Тошкент: Фан, 2010. – Б. 126-130.  
          12.   Маtkarimova   S.   Treatment   of   history   of   Khiva   khanate   in   the   soviet
historiography   //   Казаховедение.   –   Шымкент:   ЮКГУ,   2010.   –   №   2   (15).
– С. 29-32.
     13. Маткаримова С. XIX – XX аср бошига мансуб Хива хонлиги тарихини
ўрганишда маҳаллий манбаларнинг аҳамияти // ЎзМУ хабарлари.               –
Тошкент, 2010. – № 1. – Б. 46-49. 
     14.  Маткаримова   С .  Асрлар   қаридан   янграган   садо  //  Жамият   ва   бошқарув .
–  Тошкент , 2010. –  Б . 68-69.
     
     
29
Купить
  • Похожие документы

  • Sovet ittifoqida siyosiy mojarolar
  • O'rta asrlarda yer-suv munosabatlari
  • Koreya Choson XVIII- XIX asrlarda
  • Somoniylar davlati va oʻrta Osiyoda tutgan oʻrni
  • Abdullaxon II davrida Buxoro xonligi

Подтвердить покупку

Да Нет

© Copyright 2019-2025. Created by Foreach.Soft

  • Инструкция по снятию с баланса
  • Контакты
  • Инструкция использования сайта
  • Инструкция загрузки документов
  • O'zbekcha